14 (2) ноября 1854 года над Крымским полуостровом, где в то время шла осада Севастополя антироссийской коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и примкнувшего к ним Сардинского королевства, пронеслась буря, вызвавшая шторм и чудовищный ураган, который нанёс огромный урон армии и флоту интервентов, разметав и уничтожив несколько десятков транспортных и военных судов близь Балаклавской бухты, Качи и Евпатории.
Буря. Крушение иностранного корабля (Эпизод Крымской войны). 1955 год
Иван АЙВАЗОВСКИЙ
Суда с боеприпасами, провизией, зимним обмундированием, топливом приняли удар стихии у берегов Тавриды. Волны и ветер ломали корабли, такелаж, как щепки, Суда срывало с якорей и несло прямиком на скалы, экипажи смывало в море, от некоторых из них осталось в живых по три-пять человек. На суше, в лагерях буря рвала палатки, выкорчевывала вековые деревья.
Гибель Чёрного принца, 14 ноября 1854 год
Иван АЙВАЗОВСКИЙ
Очевидец событий вспоминал: Воздух был буквально наполнен одеялами, фуражками, шинелями, сюртуками и даже столами и стульями. Макинтоши, посуда, постельное белье, палатки, кружась в воздухе, неслись по долине в направлении Севастополя. С дома генерала Раглана сорвало крышу. Амбары и склады были полностью разрушены и сровнены с землей.
Бочки с ромом катались по лагерю, высоко подпрыгивая на камнях. Большие обозные телеги были опрокинуты, а люди и лошади, сбитые с ног, беспомощно катались по земле. Крупное стадо овец унесло смерчем, который вырвал из земли с корнями и разбросал целые ряды прекрасных высоких тополей, укрывавших балаклавское ущелье.
Крушение военного корабля Дунай во время шторма в бухте Казачья, 14 ноября 1854 года. Севастополь.
Ричард Бриджес Бичи
Гибель кораблей эскадры союзников у входа в Балаклавскую бухту
Казалось, само небо благоволило к русским, ведь черноморский флот, надёжно укрытый в защищенной от ударов стихии Севастопольской бухте, практически не пострадал, как и армия, переждавшая шторм в каменных зданиях, блиндажах и казематах Севастополя. Но отцы-командиры во главе с главнокомандующим сухопутными и морскими силами светлейшим князем Меншиковым продолжали ждать у моря погоды в надежде на то, что всё само собой как-то рассосётся, враг ретируется подобру-поздорову. Или как император Николай I уповали на повторную катастрофу: Ещё одну такую бурю - и союзники убрались бы из Крыма!
Выброшенный на крымский берег французский линкор Анри-IV, 1854 год.
Иван Айвазовский
Последствия бури, 1854 год
Иван Айвазовский
Погрузка на корабли в Балаклавской бухте больных, обмороженных и раненых солдат антироссийской коалиции после бури
Литография рисунка Уильяма Симпсона
В итоге разгула стихии у берегов Крымского побережья союзниками было утрачено более 30 судов и военных кораблей, свыше 40 получили тяжёлые повреждения. Большая часть зимних припасов была потеряна, включая продовольствие, топливо и зимнюю форму. В Крым пришла пусть и не суровая, но зима, и многих участников осады ждала смерть от переохлаждения и болезней