Память дня, Лёгкая кисть Франции

Aug 22, 2024 11:11


Если бы нам нужно было выбрать художника, который символизирует XVIII век, то это был бы не Ватто и не Давид - они представляют крайние полюса живописи того времени, - не Буше и не Шарль Ванло - они работали по официальным заказам, - и не Шарден, певец гувернанток и дохлых кроликов. Этим художником, несомненно, стал бы Фрагонар. Именно он, как никто другой, сумел выразить в своем творчестве квинтэссенцию XVIII века

Мне близка эта оценка творчества Жана-Оноре Фрагонара, данная французским историком искусства Пьером Розенбергом



Автопортрет в костюме эпохи Возрождения, 1760-1770 годы. Вилла Фрагонара

Ученик Жана-Батиста Шардена и Франсуа Буше, последний из могикан эпохи рококо, истинный сын блестящего чувственного и галантного XVIII века. Я знаю, что многие относятся к творчеству Жана-Оноре Фрагонара весьма снисходительно, для одних он излишне сентиментален, для других излишне фриволен, третьих раздражают фарфоровые мордашки и попки его персонажей. А я его обожаю, мне кажется, он был искренним, обаятельным, остроумным человеком.

Про Жана-Оноре говорили, что его картины - это сон театрального художника, уснувшего в ложе...




Иеровоам приносит жертвы идолам, 1752 год. Париж, Школа изящных искусств



Психея, показывающая сёстрам подарки от Амура, 1753 год



Музыкальное пари, 1754 год. Собрание Уоллес, Лондон



Качели (Счастливые случайности на качелях), 1767 год. Собрание Уоллес, Лондон



Счастливые влюбленные, 1760-1765 годы



Портрет примы-балерины Мари Мадлен Гимар, около 1769 года

Сам Фрагонар говорил на старости лет, что в нём пропал анекдотчик, комедиант, актёр труппы мольеровского толка. Он мог несколькими взмахами кисти изменить облик человека, что блестяще продемонстрировал с портретом примы-балерины и красавицы Мари Мадлен Гимар, досаждавшей художнику своими капризами, превратив её в одночасье из милой красавицы в недовольную злюку... Потом, правда, после примирения, так же легко и изящно исправил образ...



Молодая брюнетка, 1768-1770 годы



Итальянский парк с лестницей



Игра в жмурки



Молодая прачка



Девочка с собакой (Жимблетт), 1770 год



Читающая девушка, 1775 год. Национальная галерея, Вашингтон



Поцелуй украдкой, 1778 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Идёшь бывало по Эрмитажу. Любуешься полотнами великих мастеров, они прекрасны, но зачастую мрачны по колориту, сюжеты более чем серьёзны... И вдруг оказываешься в зале, где висит Поцелуй украдкой, постоишь, поглядишь, и сразу проходит усталость...



Мальчик в костюме Пьеро, 1780 год



Щеколда, 1780-1784 годы. Лувр, Париж

Кстати, тот самый Лувр, который мы знаем сегодня и который в 1791 году стал Национальным музеем, формировал именно Фрагонар, будучи его хранителем. И занимался этим рьяно и неистово, как единственным в жизни призванием. Человек в возрасте объездил сотни усадеб, отбирая полотна и рисунки. Правда, как это часто бывает, в 1800 году по окончанию работ, Жана-Оноре уволили. Через пять лет попросили освободить луврскую квартиру, а ещё через год 22 августа 1806 года художник скончался...

Живопись, Дела давно минувших дней, ЖЗЛ, Рококо, XVIII век, Жил-был художник

Previous post Next post
Up