Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Владимира Григорьевича Вейсберга - известного советского художника, графика, авангардиста-новатора, основателя невидимой живописи, теоретика искусства, педагога.
Рая, 1957 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Владимир ВЕЙСБЕРГ
Выходец из семьи московских интеллигентов, юноша в 1941 году хотел пойти на фронт, но во время рытья противотанковых окопов был сильно контужен и на протяжении всей жизни в дальнейшем страдал неврологическими расстройствами. В середине 1940-х годов занимался в студии художника Сергея Ивашева-Мусатова, посещал мастерские Ильи Машкова и Александра Осмеркина. Много занимался самообразованим, строго соблюдая самим собой установленные правила и распорядок жизни. Сначала Владимир увлёкся творчеством Винсента Ван Гога, затем Поля Сезанна, которого считал, как и многие художники ХХ века, своим учителем.
Куст, 1944 год. Холст, масло. ГМИИ
Натюрморт. Плоды, 1946 год. Холст, масло. ГМИИ
Булки с белой чашкой, 1948 год. Холст, масло. ГМИИ
Творчество Владимира Григорьевича прошло через несколько периодов: от цветного, с сочетанием предельных контрастов, сороковых-пятидесятых годов, через архитектуру валёров и пространственных структур шестидесятых-семидесятых к позднему белому - невидимой живописи - очищенному от всего лишнего с тающими контурами объектов в самодостаточном пространстве.
Многие портреты Владимира Вейсберга из цикла Мои соседи
Тюремщица, 1954 год. Холст, масло. ГМИИ
Колька, 1955 год. Холст, масло. Частная коллекция, Франция
Студентка Тимирязевки, 1956 год. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Гранаты, 1956 год. Холст, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых
Портрет Маши Либединской, 1958 год. Холст, масло. Частное собрание
Портрет Ани Блиновой (Гудзенко), 1958 год. Собрание Марка Курцера
Актриса (Е.Д. Андрианова-Васильева), 1959. Холст, масло. Собрание Евгения Нутовича
Тарелки, 1959 год. Холст, масло. Собрание Евгения Нутовича
Белый кувшин и тарелка на полотенце, 1960 год. Холст, масло. ГТГ
Натюрморт с зелёными яблоками (Три зелёных яблока на газете), 1961 год. Холст, масло. Собрание Марка Курцера
Посвящение Сезанну, 1962 год. Холст, масло. Собрание Игоря Сановича
Поль Сезанн считал, что всё в природе лепится в форме шара, конуса и цилиндра, поэтому любые изображения можно свести к этим геометрическим фигурам. Если вы хотите научиться писать, то овладейте этими формами, и получите всё, что захотите.
Двойной портрет (Аня и Игорь. Портрет самурая), 1961 год. Холст, масло. Собрание Игоря Сановича
Принципиальная самобытность Владимира Вейсберга состояла в том, что его творчество, в противоположность перманентному новаторству авангардизма, оставалось в рамках традиционно-предметного мышления, опирающегося на принципы гармонизации цвета; художник придал ему своё, оригинальное истолкование, выдвинув свою идею невидимой живописи, стиля белое на белом.
Архитектура. Холст, масло. ГМИИ им. Пушкина
Лежащая обнажённая, 1973 год. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой
Пейзаж, 1976 год. Бумага, карандаш. Частное собрание
Обнаженная, 1976 год. Бумага, акварель. Частное собрание
Венера с геометрическими фигурами, 1976 год. Холст, масло.
Обнаженная, 15 декабря 1977 года. Бумага, акварель. Частное собрание
Дунская, 1977 год. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой
Портрет жены, 1977 год. Холст, масло. Государственный музей-заповедник Ростовский кремль
Портрет второй жены художника Галины Ерминой, которая в 1997 году передала в дар Пушкинскому музею 57 работ Вейсберга. Благодаря этому ГМИИ располагает самым большим музейным собранием произведений художника.
Азарх, 1980-е годы. Холст, масло. Собрание Ш.Р. и Г.Р. Азарх
Четыре колонны с Венерой и танагрой, 1982. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой
Большая Венера, кубы, шар, 1983 год. Холст, масло. Частное собрание
Танагра и геометрические фигуры, 1983 год. Холст, масло. Частное собрание
Владимир Вейсберг умер, как жил, в самый белый день 1 января покинул он этот белый свет.
Даже и в смерти остался верен себе, - писал о художнике поэт Виктор Соснора