Людмила Мельникова, штрихи к портрету

May 29, 2024 12:12



90 лет назад, 29 мая 1934 года, в Ленинграде родилась Людмила Леонидовна Мельникова - советская балерина, артистка Театра оперы и балета имени Кирова, педагог классического танца Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой



Людмила Леонидовна Мельникова, 18 февраля 1987 года

Милочка Коротеева (в будущем Мельникова) родилась в семье художника-модельера обуви и домохозяйки. Из-за того, что её отец страдал костным туберкулёзом, с началом Великой отечественной войны он не был призван в армию, вся их семья осталась в осаждённом Ленинграде. Судьба этой девочки интересна тем, что она не просто пережила блокаду города, но и училась в Ленинградском хореографическом училище на улице зодчего Росси, в которое поступила в сентябре 1943 года.




Танец с колокольчиками, балет Бахчисарайский фонтан

Большая часть хореографического училища была эвакуирована, но в Ленинграде остались некоторые педагоги. В 1942 году в ЛГХУ состоялся первый блокадный набор детей, в 1943 - второй. Важно также и то, что Людмила Леонидовна Мельникова оставила воспоминания о жизни в то тяжёлое время, самоотверженности и выдержке окружающих, воспитателей детского сада, куда она ходила в первые годы войны, о жизни и учёбе в хореографическом училище, из второго блокадного набора которого его смогли закончить только четверо из двадцати трёх поступивших детей, его учителях и преподавателях...



Мила Коротеева в детском саду, около 1940 года

Несколько зарисовок из воспоминаний Людмилы Леонидовны Мельниковой

Во дворе детского сада была аллея - кусты жасмина и жимолости. Вот их-то мы и украсили самодельными новогодними игрушками. Шарики мы делали из снега. Снежки быстро окунали в разведенные акварельные краски (все это происходило во дворе), замораживали на террасе детского сада, а наши воспитательницы раскладывали их на ветках кустов. Когда светило солнце, шарики ослепительно блестели. Эти игрушки не таяли, зима 1941/1942 годов была очень суровой...

По безмолвным улицам шли на работу люди. Их было мало. Но им было легче, чем неработающим: у них была цель, чтобы жить, и рабочая карточка, а значит, чуть больше хлеба. Те же, кто не работал, зачастую умирали первыми... Чтобы можно было пройти по темным улицам, каждому ленинградцу выдали круглое зеркальце. Оно было покрыто фосфорической краской, прикреплялось к пальто, в темноте мерцало сиреневатым светом. Случалось, этот слабый огонек двигался навстречу и вдруг исчезал. Означало это одно: человек упал. Если не было помощи, наступала смерть.





У зеркала: Коротеева Мила, Шилова Софья, Ушакова Ира, Горынина Люда, 3/4 класс, 1946 год. Педагог Тюнтина Лидия Михайловна



Кукла, балет Щелкунчик, 1949 год. Школьный концерт

Замерзшие дети приходили в ватниках и пальто. Но, немного разогревшись, пальто снимали, чтобы вид соответствовал статусу балетных. Любовь Ипполитовна учила нас в труднейших условиях. Сначала у нас не было ни балетного платья, ни туфель. Мы начинали первые уроки в валенках. Но изучать позиции рук и ног было возможно. Балетные платьица и туфли сшила нам тетя Лора (она числилась гардеробщицей и заодно костюмершей). Фасон платья был един для всех классов от 1-го до 6-го. Мое платье было сшито из белой бязи. Рукав-фонарик на резинке... Старшие девушки занимались в хитонах

Мы приносили в школу с собой кто что мог: ломтик хлеба, дуранду - твердый кусочек кукурузного жмыха. Позже нас водили во Дворец пионеров. Там была столовая. Нам давали суп из хряпы (темные листья капусты), кашу-размазню серого цвета, иногда - соевое молоко... Мы были очень обессилены голодом, холодом, бомбежками и, конечно, очень малы, чтобы вполне понять подвижничество блокадного педагога, но старались изо всех своих небольших сил... Любовь Ипполитовна Ярмолович не только учила нас в классе, но и ставила концертные номера, с которыми мы выступали в госпиталях. Таким образом мы трудились для фронта, и у нас появились рабочие и дополнительные продовольственные карточки.



Дома на Петроградской стороне с котом Цезарем (любителем сырой картошки), январь 1949 года

Символом блокадного Ленинграда Людмила Леонидовна Мельникова считала картину Ильи Глазунова Голод



Голод, 1956 год. Из серии Ленинградская блокада. 1941-1944. Бумага, уголь, графитный карандаш, сангина
Илья ГЛАЗУНОВ

Олицетворение той жизни я увидела позже, на выставке произведений Ильи Глазунова. На одной из картин изображена пожилая женщина, старуха; иссохшее лицо, кости, обтянутые пергаментной кожей; безысходность отчаяния в огрмоных глазах. Расшатанными от цинги зубами женщина от боли прикусила руку. Картина называется Голод. На другом полотне художник избразил бесконечность снежного поля, безлюдную пустыню, по которой пробираются две маленькие фигурки - старая женщина и ребенок. Мотив пронзительный до слез. Не все в творчестве Ильи Глазунова меня привлекает. Но эти две картины - истинное. Глазунов был в блокадном Ленинграде...



Людмила Леонидовна Мельникова в 2000 году, за год до смерти

Ленинград и ленинградцы, Блокадные скорбные были..., Будни Второй мировой, Блокада, День рождения, Ленинград

Previous post Next post
Up