Листая старые подшивки. Автопробег Москва - Орёл 14 мая 1910 года

May 14, 2024 11:11


14 мая (1 мая по ст. ст.) 1910 года ровно в 6 часов утра за Серпуховской заставой был дан старт автопробегу Москва - Орёл. Гонка предусматривала соревнование не в скорости, а в надёжности и исправноcти моторов, поэтому максимальная скорость была ограничена до 60 вёрст в час. В принципе ничего особенного даже по тем временам, но нам этот автопробег интересен тем, что его почтил своим вниманием писатель земли русской Лев Николаевич Толстой.



На старте автопробега 14 мая 1910 года

За пределами Москвы автопробег вызвал большой интерес. На мчащиеся по шоссе новенькие автомобили обращали внимание все: лающие собаки, бегущие вслед деревенские ребятишки, крестьяне, бросившие работу, изумлённые невиданной диковинкой.


Но не обошлось и без происшествий. Как написал позже журнал За рулём на пути автопробега повстречался крестьянский обоз. Лошади, никогда не видевшие машины, бросились в сторону, опрокидывая возы. Автомобили замедлили ход, но не остановились. Озлобившиеся крестьяне взялись за кнуты. Владельцы автомобилей, испугавшись расправы, вытащили револьверы. Так, угрожая оружием, они расчистили себе путь.

В Туле гонщики пробыли два часа, они позавтракали в ресторане Н.Э. Чайкина, заправились и пустились в дальнейший путь. На выезде из Тулы они и повстречались с Львом Николаевичем Толстым, который в это время отправился на свою ежедневную прогулку.



Лев Николаевич Толстой в 1910 году

Писатель шёл по шоссе, увидев вдали облака пыли, остановился у обочины и, прикрыв глаза рукой, стал ждать. Едущие в первом авто не обратили внимания на стоявшего у дороги старика, не отличавшегося своим внешним видом от обычного крестьянина. Но в следующих автомобилях гонщики узнали Толстого, но, боясь, что остановка будет зачтена им в минус, поприветствовали его, не замедляя хода. Вот как описала встречу газета Русское Слово от 17 мая 1910 года в заметке Л.Н. Толстой и гонка автомобилей.

...В субботу, в 2 часа дня, участники гонки выехали из Тулы и на четырнадцатой версте от города встретили на шоссе Льва Николаевича. В обычном летнем костюме, в белом картузе и с палкой в руках, он словно поджидал участников гонки.
Впереди шедшие гонщики, боясь, что остановка будет зачтена им в минус, узнав Льва Николаевича, лишь на ходу раскланивались с ним. Только господин Герберт де-Корни, шедший восьмым на Некарсульме, поддался соблазну неожиданной встречи и остановил свою машину.
Лев Николаевич с видимым интересом вступил в беседу с господином де-Корни.
- Я нарочно остановился, чтобы иметь случай приветствовать нашего любимого писателя.
- Отчего вы так тихо едете, мне всегда казалось, что автомобиль должен мчаться с головокружительной быстротой? - полюбопытствовал Лев Николаевич. Ему объяснили особенности условий этой гонки (испытание работы моторов).
- Представьте себе, впервые вижу автомобиль так близко, - тихим голосом сказал он. Г-н Герберт де-Корни с готовностью давал различные объяснения. Они обошли вокруг автомобиля; Лев Николаевич с большим интересом вслушивался в объяснения. Беседа и осмотр заняли минут десять. Надо было продолжать состязание; автомобилисты заняли свои места.
- Желаю вам успеха, - сказал на прощание Лев Николаевич.
И г-н де-Корни пустился наверстывать потерянное. Как известно, его Некарсульм в Орле был шестым.



На финиш в Орле первым прибыл Исаев на Бенце, вторым - Густав Лист на Бенце, третьим - Прохоров на Фиате.

Беседовавший с Толстым Герберт де Корни на финише рассказал гонщикам о своей беседе с ним, и они послали приветственную телеграмму в Ясную Поляну: Участники автомобильного состязания Москва - Орел, организованного московским автомобильным обществом, обрадованные встречею вас на дороге, шлют свой горячий привет великому писателю.

Автогонки, Пресса, Событие дня, Лев Толстой, 1910, Фото дня

Previous post Next post
Up