Великому фламандскому живописцу, рисовальщику и гравёру, непревзойдённому мастеру парадного портрета, творчество которого оказало огромное влияние на европейское искусство, сэру Антонису Ван Дейку сегодня 425!
Автопортрет. Фландрия, 1622-1623 годы. Холст, масло. Государственный Эрмитаж
Антонис Ван ДЕЙК
Антонис Ван Дейк в совершенстве владел жанром парадного портрета, где главное это поза, осанка и жест человека. Он сумел придать изящество всем своим многочисленным персонажам будь то библейские образы его ранних работ или галерея портретов генуэзской знати, или остро выразительные характеры людей высокого интеллекта и творческой одарённости. Работы мастера поражают красотой композиции, лоском глубоких тёмных тонов, роскошью фона и аксессуаров.
Святой Евангелист Иоанн, около 1618-1620 годы. Масло на дубовой панели. Музей изящных искусств Будапешт
Поэтому у его учителя, прославленного фламандского живописца Питера Пауля Рубенса без сомнения был повод гордиться своим бывшим подмастерьем Антонисом Ван Дейком. Уже в восемнадцать лет он стал лучшим и учитель в признание заслуг и таланта наградил молодого художника поездкой в Италию для совершенствования мастерства и знакомства с искусством Ренессанса, откуда позже Ван Дейк переехал в Лондон, где и стал первым и лучшим живописцем при дворе английкого короля Карла I.
Семейный портрет, 1621 год. Холст, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мужчина с лютней, 1627 год. Холст масло. Музей Прадо
Портрет Жака Ле Руа, 1631 год. Холст, масло. Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид
Амур со стрелами, XVII век. Копия. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пастух Парис, 1632-1634 годы. Холст, масло. Собрание Уоллеса. Лондон
Автопортрет с сэром Эндимионом Портером, 1635 год. Холст, масло. Прадо
Королева Генриетта Мария в образе Святой Екатерины, XVII век. Холст, масло. Частное собрание
Конный портрет короля Карла I со шталмейстером Сен-Антуаном, 1636 год. Холст, масло. Королевская коллекция Виндзорский замок
Карл I в трех ракурсах, 1636 год. Холст, масло. Виндзорский замок, Национальная картинная галерея, Англия
Портрет молодой женщины с виолончелью, 1635-1640 годы. Холст, масло. Старая пинакотека. Мюнхен Германия
Леди Д'Обиньи и графиня Портленд, конец 1638 - начало 1639 годов. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Леди Д'Обиньи и графиня Портленд, конец 1638 - начало 1639 годов. Фрагмент
Портрет Вильгельма II Оранского и принцессы Марии, 1641 год. Холст, масло. Рейксмюсеум Амстердам Нидерланды
Автопортрет, 1640 год. Частная коллекция
На творчество талантливому художнику было отпущено чуть более двадцати лет, Антонис Ван Дейк умер в сорок два года. Созданное восхищает не только количеством (считают, что им со товарищи написано около девятисот работ), но прежде всего совершённым прорывом в области психологического портрета, равных в котором Ван Дейку очень трудно отыскать.