Юбиляр дня Николай Мещерин

Feb 28, 2024 11:11


Сегодня я хочу вас познакомить с человеком, имя которого не гремело, но явно звучало в начале ХХ века наравне с именами таких мэтров, как Константин Коровин, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Аполлинарий Васнецов, Исаак Левитан. И это при том, что он не был профессиональным художником, да и творческий путь его был не так долог.

Нынче исполняется 160 лет со дня рождения пезажиста Николая Васильевича Мещерина



Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево, 1906 год. Холст, масло. ГТГ
Николай МЕЩЕРИН

В 1897 году богатый наследник, выходец из патриархальной купеческой семьи, старший сын основателя Даниловской мануфактуры Василия Ефремовича Мещерина, успешный московский предприниматель 33-летний Николай Мещерин круто изменил свою судьбу. У него не было интереса к коммерческой деятельности, зато влекло искусство. Поэтому Николай Васильевич оставил процветающий семейный бизнес, передав бразды правления брату Михаилу, и сбежал подальше от мира московской суеты, больших денег и власти, уединившись в тиши уютной загородной усадьбы ДугинО. Остаток жизни он решил посвятить живописи.



Следует отметить, что к живописи наш герой пришёл через увлечение фотографией. За десять лет до описываемых событий юноша успешно освоил весьма экзотическую и дорогую по тем временам любительскую фотографию. Он снимал пейзажи в окрестностях Дугино и на реке Пахре, сюжетные сцены, охоту, групповые портреты родных, близких, друзей, а также автопортреты в зеркале.

Освоив фотографию, Николай Васильевич затем увлёкся изготовлением картин из сушёных трав и цветов, а в начале 1890-х годов приступил к занятиям живописью. Систематического художественного образования он не получил, ограничившись частными уроками. Художник Василий Переплётчиков, товарищ Мещерина по Практической академии, был первым наставником, а позже его биографом. Кроме того, уроки рисования Мещерин брал у Алексея Корина, Мануила Аладжалова. Игорь Грабарь, поддерживавший связи с европейским искусством, знакомил друга с новейшими течениями в живописи, с техникой раздельного мазка, новыми способы передачи цвета и света. В усадьбе Дугино гостили и другие художники (Аполлинарий Васнецов, Иссак Левитан, Алексей Степанов) и наш герой под их чутким руководством овладел искусством живописи, быстро перешагнув стадию дилетантизма. И действительно, когда вглядываешься в пейзажи Николая Мещерина, эти одинокие сельские дома в предрассветной лёгкой дымке, дышащие росой поля, навевающие прохладу, трудно представить, что написаны они человеком, ещё совсем недавно таким далёким от живописи.



Цветущая вишня, 1899 год. Собрание Е.В. Ляпуновой
Николай МЕЩЕРИН

Пейзажи Мещерина камерны и интимны. И кажется они уступают более ярким и энергичным образам на картинах его друзей. Но, вглядываясь более внимательно, угадываешь искреннее и скромное очарование художника тихой прелестью и едва уловимой мелодией окружавшего его мира, где каждая окутанная ароматом хрупких и нежных цветов ветка, не оставляет равнодушным.



У ворот, 1901 год. Холст, масло. Частное собрание



Девушка в красной юбке, 1903 год. Холст, масло.Частное собрание



Пейзаж со строениями, 1904 год. Холст, масло. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева.



Ноябрь. Крылечко, 1905 год. Холст, масло. Государственный Русский музей



Зимний вечер. Деревня, 1905 год. Холст, масло. ГТГ



Пейзаж, 1905 год. Холст, масло. Ивановский областной художественный музей



К вечеру, 1906 год. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки

К 1900-м годам Николай Васильевич стал достаточно известным мастером камерного и лирического пейзажа в кругу московских художников. Его работы приобретает Третьяковская галерея, отбирают на временные выставки Московского общества любителей художеств, экспозиций журнала Мир искусства и Союза русских художников. Свои картины Мещерин практически не продавал.



Летний вечер, 1906 год. Холст, масло. Собрание И.П. Машкова



Опушка леса зимой, 1906 год. Холст, масло. ГТГ



Морозный вечер. 1907 год. Холст, масло. ГТГ
Живые, теплые, чуткие касания кистью, приглушенная палитра мастерски передают дрожащий, струящийся зимний воздух.



Морозная ночь, 1908 год. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Этот лиричный пейзаж один из самых впечатляющих в коллекции Николая Мещерина. В нём он запечатлел отблески лунного света на заснеженной березе и воссоздал эффект мерцания кристаллов инея и всполохов на зимнем звездном небе.



В феврале, 1909 год. Холст, масло. Вольский краеведческий музей



Лес зимой, 1910-е годы. Холст, масло. ГТГ



Весна в деревне, вторая половина 1900-х годов. Холст, масло. ГТГ



Иван-чай, 1912 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Николай МЕЩЕРИН

К 1900-м годам Николай Васильевич стал достаточно известным мастером камерного и лирического пейзажа в кругу московских художников. Его работы приобретает Третьяковская галерея, отбирают на временные выставки Московского общества любителей художеств, экспозиций журнала Мир искусства и Союза русских художников. Свои картины Мещерин практически не продавал.



Поля, 1911 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея



Сосенки под снегом, 1912 год. Холст, масло. Астраханская картинная галерея П.И. Догадина



После дождя, 1913 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея



Иван-да-Марья, 1914 год. Холст, масло. ГТГ



Пейзаж. Поляна, 1914 год. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

К сожалению, Николай Васильевич рано ушёл из жизни, в 1916 году

Николай Мещерин, Картинки с выставки, ЖЗЛ, Вернисаж, Забытые имена, Жил-был художник, МРИ

Previous post Next post
Up