Имя Валентины Токарской - легендарной российской актрисы, звезды довоенного столичного мюзик-холла, одной из первых красавиц Москвы, всегда роскошной и элегантной, гремело в тридцатые годы
Валентина Токарская, 1925 год
Токарская, дочь провинциального актёра, бросившего вскоре свою семью, окончила балетную школу Чистяковой в Киеве, имела также небольшой, но хорошо поставленный голос. Она рано начала работать, чтобы прокормить себя и никогда не работавшую мать: сначала танцевала в кинотеатре перед сеансами, потом участвовала в массовке, пела в опере и оперетте, плясала в кабаре. С началом революционных событий и гражданской войны жить в Киеве стало тяжело и небезопасно, власть постоянно менялась (красные - белые - зелёные), Валентина с матерью переехала сначала в Ташкент, а затем в Москву.
Валентина Токарская
Двадцатые годы у Валентины Георгиевны были успешными, она пела в оперетте и была в центре столичной жизни; за очаровательной женственной артистичной молодой женщиной ухаживали не только продюсеры, но и молодые писатели Михаил Зощенко, Юрий Олеша, Илья Ильф, Евгений Петров, Валентин Катаев. Токарская перешла работать в мюзик-холл. Кажется странным, но в самые трудные и голодные тридцатые годы в Москве был очень популярен мюзик-холл. Там играли Мария Миронова, Менакер, Мартинсон, Тенин, но прима была одна - Валентина Токарская. А как она блестяще водила автомобиль!
Кадр из фильма Марионетки, 1933 год
Потом Яков Протазанов снял её в главной роли в фильме Марионетки, имевшим огромный успех, и её узнала вся страна. А когда в Москве появился Хосе Рауль Капабланка, газеты трубили, что Токарская выиграла у него партию в шахматы (на самом деле Капабланка сделал первый ход, посмотрел на Валентину Геогриевну и тихо сказал: Сдаюсь...) А потом, когда мюзик-холл закрыли, как буржуазный театр, разлагавший советских людей, в жизни Токарской появился Театр Сатиры, а в жизни страны - восходящая звезда Любовь Орлова, которой единственной было дозволено осваивать лёгкий жанр, Токарская отошла на второй план.
В 1941 актриса отправилась в действующую армию в составе фронтовой бригады Театра Сатиры. Их было четыре человека: сама Токарская, Раифал Холодов (Цехман), Рафаил Корф и Яков Рудин. Они успели дать несколько выступлений и попали сначала в окружение, месяц скитались по деревням, а потом их взяли в плен и доставили в Вязьму. Немцы на допросе, выяснив, кто из них еврей и коммунист, на глазах у всех расстреляли Корфа и Рудина, а из остальных пленённых артистов организовали труппу и вынудили их выступать на оккупированных территориях. Они вели актеров до самого Берлина, до триумфального 1945 года.
Валентина Токарская и Рафаил Холодов
В Москву Токарская вернулась только в ноябре 1945 года, но на следующий день её арестовали, обвинили в пособничестве врагу и отправили в Вологодские лагеря на четыре года, где она тяжело работала, вылавливая идущие по сплаву бревна в ледяной реке.
Валентина Токарская в Воркуте, 1950 год
Но потом ей пришла заявка из Воркуты от Воркутинского управления лагерей, где был драматический театр. Токарскую приглашали в этот театр и она была этапирована в Воркуту для отбывания срока в театре. На репетиции и спектакли её водили под конвоем, а потом она возвращалась в барак. Здесь Валентина Георгиевна сыграла свои лучшие роли: Марию Стюарт, Софью Ковалевскую, мадемуазель Нитуш, Диану в Собаке на сене. Судьбоносный 1953 вернул Валентину Токарскую в Москву, в родной театр Сатиры, где играла преступно мало. Плучек говорил, что если он даст ей даже самую крохотную роль, зритель будет смотреть только на неё... Потом была главная отрицательная роль в первом советском кинодетективе Дело номер 306.
Звание Народной артистки Валентине Геогриевне Токарской дали в 1993 году сразу, минуя этап Заслуженной. Потому что она это заслужила... А потом она танцевала и пела в палевом платье от Вячеслава Зайцева на собственном девяностолетии в Доме Актера. Валентина Георгиевна прожила 90 с половиной лет, так и не сыграв Мисс Марпл - роль, о которой мечтала.
А вы помните эту актрису?