§17 - Качества

Jan 22, 2012 16:40


Как можно помыслить движение идеального? Только как движение от одного идеального состояния к другому, более совершенному идеальному состоянию. Чтобы нарисовать это движение, возьмем что-нибудь идеальное. Например, точку. Она идеальна.

Движение с сохранением идеальности выражается в собственном умножении. Бесконечное число точек дают идеальную линию, одномерное бытие. В идеальной точке нет никакого пространства, и потому там нельзя двигаться. В одномерном пространстве возможно движение вперед/назад.

Движение идеальной линии возможно по тому же принципу - бесконечное умножение. Это дает идеальную плоскость - двухмерное бытие. В ней можно двигаться не только вперед/назад, но и вправо/влево.

Бесконечное умножение плоскости рождают новый идеал - трехмерный объем. Можно двигаться вперед/назад, вправо/влево и вверх/вниз.

Обратите внимание: движение идеала заключается не в бесконечном увеличении размера самого себя. В умножении длины линии нет движения, ибо она бесконечна (речь не об отрезке и не луче, а о линии). Движение - в появлении бесконечного числа линий.

То же самое касается и плоскости: ее движение не в увеличение площади плоскости, а в бесконечном ее умножении. Сложение идеалов ведет к возникновению принципиально нового идеала. Идеал более сложного уровня появился из более простого идеала. Но при этом оба идеала во всех смыслах обладают идеальной природой.

Логика строится под природу пространства. По логике жителя двухмерного пространства попасть внутрь окружности можно не иначе, как разомкнув ее, нарушить ее целостность. В трехмерном пространстве можно оказаться внутри кольца, не нарушая его цельности.

По логике трехмерного пространства внутрь воздушного шарика можно проникнуть через нарушение его цельности. Продолжая логику по аналогии, в четырехмерном пространстве внутрь закрытой плоскости можно попасть, не нарушая ее цельности.

На примере с пространством видно, как идеал может двигаться, сохраняя идеальность. Новое состояние было получено через движение и относительно своего предыдущего состояния оно было более сложным, многогранным, «многофункциональным» и идеальным.

Эта зарисовка показала, как идеал движется, но при этом не перестает быть идеалом, а превращается в идеал иного уровня. И навела на любопытную мысль… Много точек дали линию. Много линий дали плоскость. Много плоскостей дали объем. Продолжая эту логику, много объемов должны дать принципиально новое пространство.

Логика понятна, но не получается представить много объемов. Можно представить, как много точек образуют линию, много линий плоскость, и так далее. Но много объемов не представляются - в голове воображается один растущий объем. Он даже не рождается, а расширяется в уже существующем трехмерном пространстве.

Воображение человека не может двинуться в логику «много трехмерных объемов». Мы рисуем в трехмерном объеме одно-, двух- и трехмерные фигуры. Это как на плоской доске рисовать фигуры - как их ни рисуй, все равно это плоские фигуры. Аналогично и с нашим воображением - какие бы мы ни рисовали в нем фигуры, все они возникают в уже имеющемся трехмерном пространстве, то есть сами являются, максимум, трехмерными.

После множества бесплодных усилий (вот вы сейчас тоже читаете и предпринимаете попытку - никак), мы приходим к выводу - мысль человека заперта в границах от точки до трехмерного объема, как в клетке. Мы не можем погрузиться ниже нулевого пространства (ниже точки, в минус-объем и дальше), равно как не можем выйти за границы трехмерного пространства. Может в математике это возможно - показать на цифрах, - но вряд ли математик может вообразить искомое.

Теперь перекладываем эту аналогию на Бога. Его первое состояние: Он не желает творить вселенную. Второе состояние: желает творить вселенную и творит её. Каждое состояние Бога идеальное, но последующее превосходит предыдущее.

Если Бог из одного состояния переходит в следующее, значит оно лучше предыдущего. Он не может перейти из лучшего состояния в худшее или застыть в одном состоянии. Бог всегда движется, идеален и всегда совершеннее Себя предыдущего (как плоскость выше линии, а объем выше по уровню сложности плоскости, но при этом все это идеалы).

Вечно существующий живой Идеал - есть вечный переход от одного идеального состояния в другое. Бог не застывший абсолют, Он - движущаяся сущность. Он не может стоять, как свет не может быть темнотой. Бог никак не мыслится неподвижным бытием.

Если Бог движется, значит у Него есть мотив для движения. Нельзя помыслить, что Бог не имеет мотива, но при этом движется, ибо возникает парадокс: если Он движется без мотива, то совершает ошибку - движется бессмысленно. Это входит в конфликт с определением Идеала. Для сохранения себя Богу необходимо движение только к цели.

Для движения к цели нужна воля. Без воли нельзя начать движение. Желание без воли не станет действием, то есть будет неподвижность, что неприемлемо, ибо неподвижность есть небытие. На этом основании можно заключить - Бог имеет волю.

Помимо воли, чтобы двигаться к идеальной цели, нужен разум и творчество. Одно следует из другого и малейшее отклонение рождает тупик. Стоит убрать любое из указанных качеств: мотивацию, волю, разум или творчество, - сразу возникают неустранимые противоречия - вселенной не могло получиться.

Но вселенная есть. Значит Бог обладает всеми перечисленными качествами. Помимо них Он имеет еще неизвестное число неведомых нам качеств. Но все перечисленные выше качества Бог точно имеет.

Перед тем как зафиксировать полученные выводы, упомянем некоторые богословские мнения о Боге. Это не противоречит нашему правилу ничего не принимать на веру. Мы не заявляем, что религия вовсе не содержит истины. Просто она так густо облеплена мифами, в ней присутствует так много продуктов, объявленных божественными, хотя они такими не являются, что из опасения принять за истину то, что является ложью, приходится отказываться от всего, ибо никто не умеет отличать, что там от Бога, а что от человеков, но выданное за божественное. Считать же мерилом чужое мнение нет основания.

Богословы всех мировых религий утверждают: Бог не всемогущ в абсолютном смысле. Он не может перестать быть Богом; не может породить зло; не может прекратить свое существование; не может ошибаться; не может предпочесть худший вариант лучшему.

Бог очень многое может, но не абсолютно все. Ибо если бы Он был абсолютно всемогущ, все необходимое у Него было бы мгновенно, то есть Ему не к чему было бы стремиться, ибо нельзя стремиться к тому, что уже есть. Если у всемогущего есть все, это означает отсутствие цели, мотива, воли и прочее. Абсолютное всемогущество превращается в абсолютное небытие.

* * *

Вглядываясь во вселенную, мы видим отражение отгремевшего миллиарды лет назад Большого Взрыва. Через него видим бывшее до вселенной бытие. По отражению нельзя понять все тонкости природы отражаемого объекта. Отражение кофе не позволяет познать вкус кофе, его аромат, сорт, помол, способ приготовления и прочее. Но можно сказать, что  это жидкость со своим цветом, плотностью, температурой и прочее. Это больше, чем мнение императора о природе Боге, равно как катафическое и апофатическое богословие.

Отстраняясь от полученного результата рассуждений о качествах, которыми обладает Бог, мы находим самым ближайшим аналогом… человека. Чтобы понять сущность Бога, нужно держать в голове образ совершенного человека. Это максимум, который удается обнаружить в нашем материальном бытии. Безусловно, он отличается от оригинала еще больше, чем идеальный круг отличается от материального. Но он дает контуры, образ, нерв, понимание на сознательном, подсознательном и интуитивно-эмоциональном уровне. Мы считаем, что это намного больше, чем ничего. Бог - это человек. Добрый, умный, сильный, волевой, живой, жаждущий, творческий и прочее.

project-i.info

текст

Previous post Next post
Up