ПАСПОРТ МОРЯКА

Mar 13, 2015 22:53



Паспорт моряка, сегодня этот документ уже в прошлом. Теперь без особых проблем фактически любой гражданин без явных конфликтов с законом, без разницы его морального облика, любви или не любви к власти, в месячный срок, посредством Интернета через сайт "Гос.услуг"(последний паспорт делал сам через "Гос.услуги" на 10 лет, очень удобно) может оформить паспорт и валить на все четыре стороны, куда ему угодно, исходя из своих финансовых возможностей и желания властей других стран видеть его у себя, выдать визу на въезд.

В 80-х о такой свободе перемещения и мечтать не могли. Первый свой паспорт моряка я получил ещё курсантом в мореходке. Мероприятие его оформление тогда было подобно как некому ритуалу. Сначала анкеты, это то, с чем сталкивался человек сразу при его оформлении. Если нынче это один лист с обыкновенными вашими данными и выпиской из трудовой книжки, то раньше это была исповедь перед всевидящим ока. Очень жаль, что не сохранилось её образцов, но вопросы, которые были в ней, сегодня бы подавляющее большинство ввели бы в полный ступор.

Отвечать надо было не только о наличии или отсутствии научных степеней, судимостей, но и честно поведать, были ли ваши родственники на оккупированной территории? были ли репрессированы или интернированы? А сами вы не подвергались репрессиям? А какие у вас гос.награды? А есть ли родственники с судимостью? А девичья фамилия матери? А за границей родственники?

Помимо анкеты, была форма ещё автобиографии, где опять же ты должен был отразить все эти моменты. Писали мы тогда всё по шаблону - нет, не были, не имеются, хотя у подавляющего нас большинства, были и репрессированные, и судимые. Открыто это писать, смысла не было. Соврав, хоть и понимая, что тех кто проверяет твои данные, не обмануть, была хоть какая-то надежда, что это враньё будет воспринято, как некое отречение от прошлого твоих близких и проявление таким образом некой лояльности.

Не менее забавная процедура это было фотографирование. Это сегодня, можно хоть в свитере, хоть в рубашке, а тогда все советские моряки на фото паспорта должны были быть в чёрном пиджаке, галстуке, белой рубашке. Естественно таких предметов гардероба у подавляющей части моряков, а тем более у нас курсантов, не было.
Но выход всегда был. Практически во всех фотоателье Мурманска, городе тогда портовом, был дежурный пиджак, сорочка, галстук. Тысячи советских моряков представлялись иностранным властям, инспекторам, в своих паспортах на фотографии, подобно солдатам в форме одной армии - в одном пиджаке, галстуке, белой рубашке и суровым взглядом. Улыбнуться или предать какое-либо другое выражение своей физиономии на фото в паспорте моряка, было категорически нельзя, это уже была антисоветчина и глумление. Лозунг "сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!" был актуален всегда.

И вот наступал день, когда объявлялось, что паспорт готов и ты можешь его получить в службе Капитана Порта.
Стоя в очереди на получение паспорта, читая "расстрельные списки" тех кого лишили этого вожделенного документа, дающего право хоть и под присмотром бдительных помполитов, посмотреть мир, начинали и понимать, какие неприятности могут быть с другой стороны у его владельцев.
Лишали паспорта моряка за медвытрезвитель, в который в то время можно было попасть не обязательно в хлам пьяным, о чём раннее писал в дневнике. Хотя эта норма порождала и денежные отношения с представителями органов правопорядка. Которые хоть по полгода в рейсах не болтались, но тоже хотели и чеки, и всё то, что тогда было предметом фарцовки и перепродажи на берегу.
Лишали и за неаккуратное хранение - залил одеколоном - лишён на год. Про утерю паспорта, последствиях, что приравнивалось чуть ли не как предательство и верх неблагонадёжности, лучше и не вспоминать. Мне с этим пришлось столкнуться уже будучи штурманом, но там случай был уникальный в своём счастливом конце. Если хватит сил поведаю.

В нашей роте были конечно все мы разные, но одно чудо всё же на первом курсе поразило. Дмитрий был с семьи адмирала. Выросший в доме, где всегда была наёмная домохозяйка, денщики и чёрт знает какая ещё орава обслуги, он зачем то пошёл в мореходку. Просто поразила, даже не вызвав не малейшей неприязни, его первая жалоба и просьба к командиру роты, чтобы он отселил его с нашего кубрика, так как мы ругаемся матом. По началу конечно это было нечто - не носки(караси) постирать, не подворотничок подшить, не говоря уже про более серьёзные моменты быта, по сути казармы, Дима не мог. Но к пятому курсу это был уже другой человек. Который несмотря, что блестяще учился, но уже во всю ругался матом, курил и выпивал по случаю.

После выпуска Дмитрий оказался без паспорта моряка, за его моральный облик, явно не соответствующий высокому званию советский моряк. Распределился в один из флотов, долго сидел на берегу в ожидании вакансии штурмана на не визированном судне. Но удача улыбнулась и он на четыре месяца ушёл в Баренцево море, в не визированный рейс, где кроме рублей, ни валюты, ни чеков. Тем не менее сработали хорошо, взяли план, был хороший пай. Надо уточнить тут один момент, хоть рейс был и не визированный, без права захода в инпорты и тем более схода на берег экипажу, но на случай экстренных обстоятельств( сдача больного и .д.) паспорта моряка в обязательном порядке были у капитана, помполита, начальника радиостанции. Паспорта моряка и гражданские паспорта остальных членов экипажа, дипломы, свидетельства, хранились как правило у четвёртого, а если такой должности на судне не было, то у третьего штурмана. На них и была обязанность оформление прихода и отхода судна, предъявление паспортов экипажа согласно судовой роли по требованию властей.

Приход в порт после четырёх монотонных, тяжёлых месяцев рейса в Баренцевом море. Дмитрий оформил приход судна в портнадзоре, получил 800 руб. аванса, что по тем временам, начале 80-х, было не малыми деньгами и ощутив себя наконец счастливчиком и баловнем судьбы, пошёл в гости, на свадьбу к нашему однокашнику по мореходке. Не могу сказать почему и сам он потом объяснить мне не мог, когда рассказывал, но в дипломате у него помимо его денег, его гражданского паспорта, были паспорта моряка капитана и помполита. На суточную, стояночную вахту надо было ему с 8 утра и он пренебрегая этим обстоятельством, довольно крепко принял на свадьбе товарища. Душа видимо у него ликовала, так как выйдя с гостей уже около полуночи, отказавшись категорически заночевать там, он первому встречному прохожему предложил слетать в Питер попить пива. Новый приятель видимо был далеко не скромный и уговаривать себя не заставил. Дальше Дмитрий был подобен Иполит Матвееичу после ресторана, в ночь перед аукционом, в известном произведении, "сеятель разбрасывающий деньги". Был взят тут же частник в аэропорт Мурмаши, по прибытию в который, они сразу переместились в ночной бар на втором этаже, где наливали круглосуточно тогда.

Очнулся Дмитрий в кресле зала ожидания, в окна аэропорта ярко светило осеннее солнце, на часах было девять утра. В дипломате и кармане обнаружилось всего около сотни рублей, но самое трагичное - бесследно исчезли не только деньги, новый приятель, но и паспорта моряка капитана и помполита.

Добравшись на судно, опоздав на вахту на два часа, он естественно был вызван тут же в каюту к мастеру(капитану) на экзекуцию. Мастер видя его довольно помятый вид и явно исходящее от него амбре после вчерашнего, вошёл в раж и довольно активно, на повышенных тонах начал его воспитывать. Услышав видимо звуки "казни", почуяв соблазн принять участие в расправе над молодым нахальным штурманцом, в каюту подтянулся и помполит.
Дмитрий мало что понимал, осознавал, сидя в кресле, дико болела голова, подобно удару молота отзывались все эти выкрики мастера, которым эхом вторил и помполит.
Не в силах больше это терпеть Дмитрий, воспользовавшись короткой паузой, спокойно и уверенно сделал заявление -
- Виктор Васильевич, товарищ капитан, вы зря на меня тут орёте, вам вообще теперь не место на флоте, я ваш паспорт моряка потерял.
- Как потерял?!!!!!! - раздался предсмертный вопль мастера и он схватившись за сердце, потеряв речь и судорожно хватая воздух, рухнул в кресло.

Тут подхватив эстафету экзекуции, завизжал помполит. Но был тут же выведен из строя и отправлен в подобное состояние, очередным заявлением Дмитрия -
- Товарищ первый помощник, вы тоже зря на меня орёте, вам тоже больше не место на судах флота, я и ваш паспорт моряка потерял.

Кончилось это тем, что Дмитрия разжаловали в матросы, лишив диплома на год. Возможно он бы и спился, канув в бездну, как и многие, но и тут судьба над ним видимо сжалилась. Встретил даму, москвичку, женился и она его увезла в столицу подальше от атмосферы безысходности вечного скитания на берегу в портовом городе. Капитану и помполиту, думаю, учитывая обстоятельства - не проконтролировали, не предприняли, не воспитывали и т.д., визу на год наверняка прикрыли.

А с другой стороны, на берегу наличие паспорта моряка, давало и некие привилегии, в кино с девушкой, куда народ тогда массово ещё ходил, билеты можно было купить без очереди. В Питере тогда во многие музеи, в тот же Эрмитаж, можно тоже купить билет на зависть толпы, без очереди, подобно нынешней VIP персоны.
Хотя были и казусы, хоть паспорт моряка и считался на территории СССР таким же документом, удостоверяющим личность, как и общегражданский паспорт, но в силу своей экзотичности бывало и вызывал недоверие. В Ужгороде, куда мы как-то ездили с приятелем в гости, нас не хотели селить в гостиницу "Закарпатье". Администратор дама не могла въехать, как так в паспорте нет прописки с улицей и домом, а только какие-то пароходы.

Советского паспорта моряка по пять лет, у меня было два, один российского образца паспорт моряка и один SEAMAN`S BOOK выданный на 10 лет мне в Роттердаме.

Сегодня уже вроде и нет таких идеологических тараканов, но вместо них теперь наличность и не малая, для оформления пакета документов международного образца для работы в иностранных судоходных компаниях.


море, паспорт моряка

Previous post Next post
Up