Для справки. Сезон 2010/2011. Итоги

Aug 09, 2011 07:53

Оригинал взят у pavelrudnev в Сезон 2010/2011. Итоги
Новый сезон я уже начал в Театре на Малой Бронной и в "Балтийском доме". Надо подвести итоги прошедшего.

Сезон 2010/2011 годов был очень сильным. Его, прежде всего, сформировала, зацементировала четверка значительных, полноценных, серьезных, эталонных работ, задавших очень высокую планку театральной культуры. А именно, "Будденброки" в РАМТе, "Враги. История любви" в "Современнике", "Чайка" и "Константин Райкин. Вечер с Достоевским" в "Сатириконе". Каждая из этих работ - свершение и в актерском, и в сценографическом, и в режиссерском отношении - причем в равных долях. Каждая из этих работ должна остаться в истории театра. Поэтому моё их разделение ниже - приблизительное, весьма условное.

Спектакль-событие - "Будденброки" по Томасу Манну, реж. Миндаугас Карбаускис, Российский молодежный театр
Спектакль сезона - "Враги. История любви" по Исааку Башевис-Зингеру, реж. Евгений Арье, "Современник"
Режиссер сезона - Юрий Бутусов ("Чайка" Антона Чехова, "Сатирикон")
Лучшая женская роль - Евгения Симонова / Тамара ("Враги. История любви"), Людмила Крылова / Гликерия ("Время женщин" по Елене Чижовой, реж. Егор Перегудов, "Современник")
Лучшая мужская роль - Константин Райкин / Подпольный ("Константин Райкин. Вечер с Достоевским" по Федору Достоевскому, реж. Валерий Фокин, "Сатирикон"), Сергей Юшкевич / Герман Бродер ("Враги. История любви"), Илья Исаев / Томас ("Будденброки")
Лучший ансамбль - "Чайка" Юрия Бутусова, "Бабушки" (реж. Светлана Землякова, театр "Практика")
Лучший дуэт - Тимофей Трибунцев и Агриппина Стеклова ("Чайка" Юрия Бутусова)
Лучший дипломный спектакль - "Отморозки" по Захару Прилепину, реж. Кирилл Серебренников, Винзавод и Школа-студия МХТ
Лучший детский спектакль - "Лафкадио" Шелла Сильверстайна, реж. Светлана Иванова, Клуб "Мастерская"
Роль второго плана - Сергей Гирин / Николай во "Времени женщин ("Современник")
Герой сезона - режиссер Юрий Бутусов, сумевший свое личное переживание сделать эстетическим событием, сделать себя частью своего искусства. Умение быть откровенным и беспомощным на сцене. Суметь преодолеть себя на сцене. Осознать свой кризис, свою конечность и саморазоблачиться на миру.
Эксперимент сезона - «Оперетта понарошку» Валера Новарина и Вартана Ерицяна, реж. Кристоф Фетрие, Школа драматического искусства
Дебют сезона - Елена Горина ("Наташина мечта" Ярославы Пулинович, реж. Шамиль Дыйканбаев, ЦИМ); Инна Сухарецкая ("Бабушки" и "Комедия" Ивана Вырыпаева в "Практике", "Оркестр одинокого цирка", реж. Александр Марченко, Театр п/р Е. Камбуровой)
Театр года - "Современник", театр, обновившийся "кровью" молодой режиссуры, пришедшей, допущенной в статусный театр. Театр, сумевший преодолеть себя, переломиться и выпустить три (включая "Сережу" Кирилла Вытоптова) событийных премьеры в одном сезоне. Театр, не боящийся меняться.
Новое качество Новой драмы - "Я, пулеметчик" Юрия Клавдиева, реж. Владимир Панков, Soundrama; "Не верю!" Михаила Дурненкова, реж. Марат Гацалов, Театр им. Станиславского; «Поле» Павла Пряжко, реж. Филипп Григорян, Школа современной пьесы
Возвращение сезона - очень хороший сезон документального театра в Театре.doc, можно даже сказать возрождение документальной темы в Театре.doc. Очень серьезные проекты: "Шум" Екатерины Бондаренко и Талгата Баталова, "Алконовеллы" Леры Сурковой и "Сквоты" Руслана Маликова
Лучшее художественное оформление - Лейла Фтейта и Клаудио де Паче ("Влюбленные" Карло Гольдони, реж. Стефано ди Лука, Малый театр)
Прорыв года - Сергей Юшкевич, роль которого во "Врагах", на мой взгляд, совершенно справедливо и заслуженно вывела актера в премьеры не только "Современника", но и всей театральной Москвы.
Театральная книга года - Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства в 2-х томах. Составитель Владислав Иванов. М., Индрик, 2011.
Событие года - Польский сезон фестиваля "Золотая Маска". Великие, спорные, вероломные и вдохновляющие спектакли Кристиана Люпы и Кшиштофа Варликовского, Гжегожа Яжины и Майи Клечевской.
Прорыв года - Георг Жено в его менеджерской деятельности в Москве (Театр Йозефа Бойса и документальные проекты в Театре.doc) и в режиссерской, в провинции ("Три товарища" и "У нас всё хорошо" в Саратовском ТЮЗе, "Разбитый кувшин" в Воронежском камерном театре)
Культурный герой сезона - режиссер Борис Павлович ("Так-то да" и "Видимая сторона жизни", Кировский театр На Спасской; письмо к губернатору)
Фестиваль сезона - Ереванский фестиваль современной пьесы на постсоветском пространстве "Реабилитация настоящего"
Поездка сезона - Милан - Турин - Генуя - Брешиа - Верона - итальянская Швейцария. В "Пиколло ди Милано" была режиссерско-драматургическая лаборатория, где соединились Школа Паоло Грасси и питерская театральная молодежь.
Гражданский проект сезона - «Груз молчания» по книге Дана Бар-Она, проект Георга Жено и Михаила Калужского, Сахаровский центр и Театр Йозефа Бойса
Личное достижение - курс лекций по современной пьесе "От Виктора Розова до Павла Пряжко". Прочитан в РГГУ
День солидарности - Вечер памяти Анны Яблонской в Театре.doc 22.02.2011
Победа сезона - ГИТИС - университет!

Разочарование сезона -  "Пиноккио" Жоэля Помра и "Комедия" Ивана Вырыпаева в театре "Практика"
Инерция сезона - "Пер Гюнт" Генрика Ибсена, реж. Марк Захаров, Ленком
Кошмар сезона -  «Тетка Чарлея» Брэндона Томаса, реж. Сергей Яшин, Театр им. Гоголя
Неудача сезона - "Калигула" Альбера Камю, реж. Эймунтас Някрошюс, Театр наций
Провал сезона -  "Депо гениальных заблуждений", театр "АХЕ", Санкт-Петербург
Позор сезона - новые пьесы братьев Пресняковых ("Семь дней до потопа", "Хунгарикум" и т.д.)
Предательство сезона - новое руководство Центрального Дома актера закрыло театральную газету "Дом актера" с 20-летним стажем

Тенденция сезона - Новые театры и театральные пространства начали всерьез переманивать зрителя у театральных метрополий.
Сущий ад сезона - Немотивированные, необъясненные, спонтанные решения Мосдепартамента по культуре. Власть глуха к голосу художника. Московские культурные власти совсем разучились слушать общественное мнение. А когда оно появляется, власть впрямую указывает: молчите, жопе слова не давали. Смена директоров в Театре им. Станиславского и театре «Школа драматического искусства» - случаи, разбирать таинственность которых подстать только каббалистам. Принцип неоткрытости в решении важнейших, статусных вопросов. Кроваво-яркий финал сезона: уход Юрия Любимова - ситуация в театре была давно раскалена, прорывались в прессу резкие высказывания Юрия Петровича. Власть среагировала на конфликт молчанием и попустительством, что привело театр в ситуацию коллапса, из которого не вырулить. С другой стороны, Комитет по культуре довольно точно и четко разрулил конфликт в Театре им. Маяковского, заменив неэффективного менеджера Сергея Арцибашева на яркую, творческую личность - молодого Миндаугаса Карбаускиса. Худрук Александр Галибин узнает о своем увольнении из СМИ. Вячеслав Полунин узнает об отказе в финансировании из СМИ. Это не поступки не Комитета по культуре, а тайной канцелярии, которая может работать только на извлечение решений, но не трудится над аргументацией, не готовая к цивилизованной дискуссии, к открытым конкурсам на замещение вакантных мест.

Утраты года -  Михаил Рощин, Анна Яблонская, Лина Юрьева, Лариса Лелянова, Михаил Козаков, Александр Лазарев, Татьяна Панкова, Сергей Сазонтьев

Событийные спектакли за пределами Москвы - «Август. Графство Осейдж», реж. Анджей Бубень (Омская драма), «Три сестры», реж. Александр Огарев (Владимирская драма), «Урожай», реж. Вячеслав Зайчиков (Нижневартовский театр драмы), "Экспонаты" Марата Гацалова, Дмитрия Егорова, Константина Солдатова (соответственно: Прокопьевск, Омск, Калуга), «Музыка ночью», реж. Тимур Насиров (Томская драма), «Мистрас», реж. Римас Туминас (Малый театр, Вильнюс), "Падам... Падам...", реж. Юрий Хармелин (Театр "С улицы Роз", Кишинев), "Пятеро" по роману В. Жаботинского, реж. Алексей Литвинов (Одесская русская драма), «Город ангелов», реж. Даниил Безносов (Саратовская драма),  «Ашик-Кериб», реж. Искандер Сакаев (Альметьевский театр драмы)

Театральный Петербург
Событийные спектакли - «Три сестры», реж. Лев Эренбург (НеБДТ), "Счастье" по Морису Метерлинку, реж. Андрей Могучий (Александринский театр), "Ваш Гоголь", реж. Валерий Фокин (Александринский театр), «Колобок», реж. Руслан Кудашов (БТК), «СиНфония 2», реж. Александр Савчук (Театр "Losers"), «Блондинка», реж. Екатерина Максимова (МИГ), "Ромео и Джульетта", реж. Галина Жданова (Театр на Литейном), "Семья Сориано, или Итальянская комедия", реж. Семен Спивак (Театр на Фонтанке)
Дебют и прорыв - режиссер Дмитрий Волкострелов ("Хозяин кофейни", "Июль", "Запертая дверь")
Событие года - скандал на "Золотом софите": что-то наконец меняется. Юрию Барбою и Евгении Тропп удалось пресечь коррупцию.

Пьесы сезона  - "Алексей Каренин" Василия Сигарева, "Джаз" и "Родина" Константина Костенко, "Невероятные приключения Юли и Наташи" Германа Грекова и Юрия Муравицкого, "Ставангер" Марины Крапивиной, "Звери в тумане" Эдоардо Эрба, "Любовь людей" Дмитрия Богославского, "Птица Феникс возвращается домой" Ярославы Пулинович, "Хозяин кофейни" Павла Пряжко, "Я умер в прошлом году" Нины Беленицкой, "Бог щекотки" Николая Рудковского, "Бир, ек, уш" Олжаса Жанайдарова
Новые драматурги - Марина Крапивина, Дмитрий Богославский, Мария Зелинская

Посмотрел 249 спектаклей живьем. И много-много на видео.
Год для русского театра был прекрасный. У меня - катастрофический. Трагическая, нелепая гибель двух близких друзей-ровесников, похороны. Кровавая смена работы, боль от нереализованных возможностей, которая не исчезнет никогда, боль непонимания. Кризис в личной жизни. Плохой был год.

театр

Previous post Next post
Up