![](http://img11.nnm.ru/a/7/8/3/d/55ddd96ae39cf0a81d1d128209c_prev.jpg)
Космос - (греч. κόσμος - "строй", "порядок", "украшение", "мировой порядок", "вселенная") - термин др.-греч. философии для обозначения мира как упорядоченного, организованного и единого целого, возникшего из первородного хаоса.
читать
Впервые представления о Космосе и хаосе встречаются в древних мифах и в более отчетливой форме в космогонических гипотезах антич. греков. Именно для обозначения порядка древние греки употребляли слово Космос, которое они понимали совсем вдр. смысле, чем мы. Если для нас Космос чаще всего ассоциируется с представлением о ближней области Вселенной, то для античных греков он обозначал порядок, организованность, гармонию, а также совершенство и красоту. В противоположность ему термин «хаос» характеризует беспорядок, неорганизованность, нерасчлененность.
![](http://img11.nnm.ru/0/d/1/8/8/e0b3ec4dd63bcf37cf37dbd20d6_prev.jpg)
По-видимому, первым, кто применил понятие «Космос» для характеристики Вселенной, был Пифагор, который подчеркивал ее упорядоченность, согласованность ее частей и совершенство в образе музыкальной гармонии небесных сфер. Характерная особенность древних мифов о происхождении мира и первых космогонических гипотез состоит в том, что в них Космос, олицетворяющий упорядоченную Вселенную, возникал из первобытного хаоса, который представлялся в виде бесформенной, неорганизованной материи. Сам процесс перехода от хаоса к Космосу в различных мифах и гипотезах интерпретировался по-разному, начиная от разделения единого океана на небо и землю и кончая выделением из слитых в первобытном хаосе первоначальных стихий воды, земли и огня. Из них впоследствии образовались Солнце, звезды, воздух, а затем - минералы, растения и животные. Переход от неорганизованного хаоса к упорядоченному Космосу составляет основной внутренний смысл мифологии, содержащейся уже в архаических мифах о творении.
![](http://img11.nnm.ru/4/0/a/8/a/bf338335f3a47095465c95cb1cf_prev.jpg)
Во многом аналогичные взгляды мы находим в первых космологических гипотезах, выдвинутых античными философами. Развернутую гипотезу подобного рода предложил Платон в своем диалоге «Тимей». Как и его предшественники, он считал, что до начала этого процесса материя находилась в хаотическом и пассивном состоянии. Необходима была поэтому активная организующая сила Демиурга, которая привела ее в движение, придала ей упорядоченность и организацию. Эта основная идея о косной материи и деятельной, организующей форме получила дальнейшее развитие в космогонии его ученика - Аристотеля, который также признавал, что началом формирования мироздания было выделение из хаоса и обособление от него четырех основных стихий: воздуха, воды, земли и огня. Но кроме духовной, божественной причины творения Космоса из хаоса, Аристотель подчеркивал роль материальных, естественных причин. Если Демиург создает Космос по точно выверенному математическому расчету, стремясь к построению гармоничного мира, то материальные причины действуют наугад. Поэтому результаты их действий имеют не необходимый, а случайный характер. В платоновском представлении о движении по спирали нельзя не заметить аналогии с последующими образными представлениями и характеристиками общего процесса развития как движения по восходящей линии, которые используются, напр., в диалектике. В гипотезе Аристотеля материальные причины хотя и играют определенную роль, но в силу того, что активное начало в формировании мироздания принадлежит форме, в конечном итоге материальные причины оказываются не основными, а лишь второстепенными. В античной философии и космологии процесс формирования мира представлялся в виде перехода от беспорядка, воплощенного в дезорганизованном хаосе, к порядку, выражавшемуся в постепенном возникновении все более организованных и упорядоченных структур.
![](http://img11.nnm.ru/f/0/d/8/6/d7ff8ac9b0728b75a0eb57fa863_prev.jpg)
Данная тенденция - в значительно модифицированном виде и основывающаяся на данных науки - прослеживается на протяжении всей истории существования космогонических гипотез, начиная от небулярной гипотезы Канта - Лапласа о происхождении нашей планетной системы и кончая гипотезой Г. Гамова и разработанной на ее основе стандартной моделью возникновения Вселенной. Началом этого процесса послужил взрыв сверхплотного и сверхгорячего вещества, сосредоточенного в сингулярной области Вселенной. После этого она начала расширяться, а ее температура постепенно снижаться; из горячей плазмы постепенно возникли элементарные частицы, а последующий процесс самоорганизации привел к образованию атомов и молекул, а в дальнейшем и химических элементов и простейших неорганических веществ.
![](http://img11.nnm.ru/8/9/8/8/3/c353dcb80a68b6272014772f030_prev.jpg)
В настоящее время античная идея о развитии как переходе от хаоса к Космосу, беспорядка к порядку успешно разрабатывается в новом междисциплинарном направлении исследований, получившем название синергетики. Соответственно этому эволюция в мире рассматривается как результат самоорганизации систем от менее организованных структур к структурам более организованным, от простого к сложному, хотя при этом не исключаются процессы противоположного характера.
![](http://img11.nnm.ru/c/b/3/a/8/51558d42020123672d4f1d09cc7_prev.jpg)