Новогодняя ель

Dec 29, 2012 12:00


 Считается, что наряжать ёлку на новый год - это старая русская традиция.А какова её настоящая история?

1. На Руси Новый год праздновали весной, в день весеннего равноденствия - начало возрождения Природы. Новогодним деревом была берёза (древо жизни, любви и благоденствия). Берёза первой распускается весной, и считается средоточением животворящих сил, отпугивает зло и приносит здоровье. После крещения Руси Новый год стали встречать 1 марта по юлианскому календарю.

2. С распространением христианства, основой для праздников стали не Природа и сельскохозяйственные работы, а «священное писание», поэтому с XIV-XV века Новолетие (Новый год) перенесли на 1 сентября (христианское новолетие / Семёнов день). Считается, что украшать стали вишню, которую к Новому году выращивали в специальных кадках.

3. В петровскую эпоху, основой для праздников стали не Природа и не «священное писание», а традиции Запада. Поэтому в 1699 году Петр 1 заменил руский календарь на юлианский, и приказал праздновать Новый год как в Европе - 1 января. Новогодним деревом становится ель. Такое новшество Петр перенял у протестантской Германии. Сурово и долго насаждал новую традицию (ёлку), поскольку у славян ель - дерево смерти, с ним связаны погребальные ритуалы (еловые лапы бросают на пол в доме покойника, выстилают ими дорогу к кладбищу, венки делают из еловых веток).

По указу Петра каждый должен был украшать целыми хвойными деревьями или ветками - ворота, улицы, дороги, крыши трактиров. Таким образом, ёлка стала главной деталью новогоднего городского пейзажа. После смерти Петра его рекомендации основательно забыли. Ёлки оставили только для обозначения питейных заведений. Привязывали ёлку к колу и устанавливали на крыше или у ворот кабака, оставляя до следующего года, затем старые ёлки меняли на новые.
В народе кабаки так и стали называть «ёлки». «Пойдем под ёлку» - значит идти в кабак, «ёлку поднять» - пьянствовать, «ёлкин» - состояние алкогольного опьянения и т.п.
 В 1818 г. мертвые ёлки начали устанавливать в домах петербургские немцы, как рождественское дерево. К середине XIX века «немецкое обыкновение» начинает стремительно распространяться среди столичной знати, чему способствовали модные произведения немецких писателей «Щелкунчик» и «Повелитель блох». Само дерево «Weihnachtsbaum» начали называть «рождественским деревом» (калька с немецкого), а затем просто «ёлка».
 В СССР с религией боролись, поэтому в 20-х годах рождество и ёлку запретили. День Рождества стал обычным рабочим днем. В 1935 году решили сделать детишкам праздник по-советски, рождественское дерево превратили в привычную сегодня Новогоднюю ёлку, увенчанную пентаграммой, с которой и встретили Новый 1936 год.Рождество же оставалось под запретом аж до 1989 года. Такая вот непростая история новогодней ёлки в России.
 Где же зародился праздник ёлки?
 Оказывается, что у многих европезированных славяно-арийских народов во время рождественского сезона издавна использовалось рождественское или святочное полено, громадный кусок дерева или пень, который зажигался на очаге в первый день Рождества и понемногу сгорал в течение двенадцати дней праздника. Согласно распространённому верованию, бережное хранение кусочка рождественского полена в течение всего года защищало дом от огня и молнии, обеспечивало семье обилие зерна и помогало скотине легко выносить потомство. В качестве рождественского полена использовались обрубки стволов ели и бука. У южных славян - это так называемый бадняк, у скандинавов - juldlock, у французов - le buche de Noël (рождественский чурбан, что, по сути, если прочитать эти слова по-русски, получим бух - русское обух - обратная сторона топора-секиры, вполне есть чурбан или полено; и но-ёл похоже на слияние слов - норвежская ёлка или новая новогодняя ёлка, или лучшее и самое точное попадание ночная ёлка).
 История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена. Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель во времена ведической культуры была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель». Именно здесь, у древних славян, предков германцев, она и стала сначала новогодним, а позже - рождественским растительным символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды.
 Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. Возникновению культа ели, как символа неумирающей природы способствовал её вечнозелёный покров, позволявший использовать её во время зимнего праздничного сезона, что явилось трансформацией издавна известного обычая украшать дома вечнозелёными растениями.
 После крещения и латинизации славянских народов (чистокровные немцы - это не арийцы, а славяне, точнее святорусы - голубоглазые и светловолосые), населяющих территорию современной Германии, обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и её стали употреблять в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый Год, а в Сочельник т.е. канун Рождества Солнца (бога), 24 декабря, отчего она и получила название рождественского дерева - Weihnachtsbaum (интересное слово, которое если прочитать по частям и по-русски очень похоже на следующее - святой ночи полено, где если к Weih добавить «s», то получим русское слово свят или свет). С этих пор в Сочельник (Weihnachtsabend) праздничное настроение стало в Германии создаваться не только рождественскими песнопениями, но и ёлкой с горящими на ней свечами. 
  Поэтому ель и является символом умирания старого света в Рождество Солнца и старого времени как завершение годового цикла. А её вечнозелёность мирового дерева есть состояние сакрального обновления нового времени и нового света.

интересное, праздник, история, gif

Previous post Next post
Up