Иерихонская роза

Dec 14, 2017 11:26

Rose of Jericho
by Cindy Veach

I’m not sure about this gift. This tangle
of dried roots curled into a fist. This gnarl

I’ve let sit for weeks beside the toaster
and cookbooks on a bed of speckled granite.

What am I waiting for? Online I find
Rose of Jericho prayers and rituals for safe birth,

well-being, warding off the evil eye.
At first I thought I’d buy some white stones,

a porcelain bowl. But I didn’t and I didn’t.
I don’t believe in omens. This still fist

of possibility all wrapped up in itself.
There it sat through the holidays, into the New Year.

Through all the days I’ve been gone. Dormant.
But today, in an inch of water,

out of curiosity, I awakened
the soul of Jericho. Limb by limb it unfolded

and turned moss green. It reminded me
of the northwest, its lush undergrowth,

how twice despite the leaden clouds,
the rain, I found happiness there.

From tumbleweed to lush fern flower,
reversible, repeatable. And what am I

to make of this? Me, this woman who doesn’t
believe. Doesn’t take anything on faith. I won’t

let it rot. I’ll monitor the water level. Keep the mold
at bay. I tend things, but I do not pray.

Иерихонская роза - почти бессмертная ровесница динозавров
В пустынях Ближнего Востока существует загадочный цветок. Под обжигающим солнцем, во власти раскаленного песка его листья неминуемо погибают, зажимая в кулак ветвями, словно старческими пальцами, сердце растения. И, превратившись в камень, высохший шар начинает свой бесконечный бег в поисках живой воды. С первыми каплями спасительной влаги происходит чудо: ладонь цветка раскрывается и внутри прорастают удивительной красоты белые крошечные цветы. Но наступает время, волшебные листья вновь прячут бессмертную поросль и путешествие продолжается... Сказочная легенда про воскрешающийся цветок? Не совсем. Такое растение действительно существует. Имя его - иерихонская роза.
Научное название иерихонской розы - анастатика иерихонская (лат. Anastatica hierochuntica). Оно произошло от древнегреческих слов "снова оживленный" или "воскресший". Впервые растение обнаружили в Средневековье рыцари - крестоносцы, которые заметили удивительные способности к возрождению цветка. Вернувшись из похода, они осветили найденное необычное сокровище и дали ему название "Цветок Воскресения".

По библейской версии растение обнаружила Мария по пути в Египет, дав ему благословение к бессмертию. Поэтому его еще называют "Рука Марии".

Другая легенда, которую описывает Иван Бунин в своем рассказе "Роза Иерихона", гласит, что свое название травянистое растение получило от преподобного Саввы, когда тот поселился в пустыне Иудейской.

Иерихонская роза растет там, где большинство других ботанических видов не способно выжить.
Называют этот цветок еще и «Рука Девы», «Рука Марии», «Рука Пророка» и «Рука Милосердного». Научное название - Anastática hierochuńtica (с лат.). Относится к виду небольших однолетних травянистых растений. Семейство - Капустные (Brassicaceae). Иерихонская роза является единственным представителем рода Анастатика (Anastatica). Название рода с греческого переводится как: снова, опять, делать живым. В Египте это растение называют рукой Девы Марии.

Иван Бунин
РОЗА ИЕРИХОНА
В знак веры в жизнь вечную, в воскресение из мертвых, клали на Востоке в древности Розу Иерихона в гроба, в могилы.
Странно, что назвали розой да еще Розой Иерихона этот клубок сухих, колючих стеблей, подобный нашему перекати-поле, эту пустынную жесткую поросль, встречающуюся только в каменистых песках ниже Мертвого моря, в безлюдных синайских предгориях. Но есть предание, что назвал ее так сам преподобный Савва, избравший для своей обители страшную долину Огненную, нагую мертвую теснину в пустыне Иудейской. Символ воскресения, данный ему в виде дикого волчца, он украсил наиболее сладчайшим из ведомых ему земных сравнений.
Ибо он, этот волчец, воистину чудесен. Сорванный и унесенный странником за тысячи верст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то! Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память!
Так утешаюсь и я, воскрешая в себе те светоносные древние страны, где некогда ступала и моя нога, те благословенные дни, когда на полудне стояло солнце моей жизни, когда, в цвете сил и надежд, рука об руку с той, кому бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю господа нашего Иисуса Христа. В великом покое вековой тишины и забвения лежали перед нами ее Палестины - долы Галилеи, холмы иудейские, соль и жупел Пятиградия. Но была весна, и на всех путях наших весело и мирно цвели всё те же анемоны и маки, что цвели и при Рахили, красовались те же лилии полевые и пели те же птицы небесные, блаженной беззаботности которых учила евангельская притча...
Роза Иерихона. В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого - и вот опять, опять дивно прозябает мой заветный злак. Отдались, неотвратимый час, когда иссякнет эта влага, оскудеет и иссохнет сердце - и уже навеки покроет прах забвения Розу моего Иерихона.

poetry, Бунин

Previous post Next post
Up