Польский террор в Украине

Jun 28, 2016 22:04

Originally posted by cheslavsky at Польский террор в Украине




Источник: http://fakeoff.org/history/polskiy-terror-v-ukraine

Пацификация в Галичине в 1930 - репрессивная акция, проведенная польскими властями в сентябре-ноябре 1930 года по приказу Юзефа Пилсудского, с применением полиции и армии против украинского гражданского населения Галичины

Пацификация в Галичине в 1930 - репрессивная акция, проведенная польскими властями в сентябре-ноябре 1930 года по приказу Юзефа Пилсудского, с применением полиции и армии против украинского гражданского населения Галичины. Пацификация была проведена в ответ на «саботажную акцию» ОУН и сопровождалась массовыми арестами, избиением и убийствами людей, закрытием и разрушением украинских учреждений в Галичине. Следствием акции стала дальнейшая значительная радикализация украинского движения сопротивления на Западно-Украинских землях.

Пацификация Галичины происходило на фоне глубокого политического кризиса, который охватил Вторую Речь Посполитую в середине 1920-х годов. Этот период ознаменовался борьбой с внутренней оппозицией, консолидацией режима «санации» внутри польского общества с применением маршалом Юзефом Пилсудским репрессивных, время - авторитарных методов правления.

Борьба с оппозицией внутри Польши также совпала с Великой Депрессией, которая значительно ухудшила экономическое положение в стране и приводила к радикализации различных слоев общества.

Эти общегосударственные потрясения особенно ощутимо проявлялись в Галичине, которая оказалась под польским контролем после поражения Западно-Украинской Народной Республики в 1919 году.

Территория Галиции была официально передана Лигой Наций 14 мая 1923 в состав Польши при условии решения украинского вопроса: предоставление Украинской Польши автономии.

Несмотря на это, польские власти пренебрегла этим обязательствам; зато активно проводила политику колонизации, ассимиляции и общего притеснения украинского населения края.

Так, даже само название «Галичина» была официально заменена на «Восточная Малопольша», репрессировались украинские политики, прекращалось финансирование образования на украинском языке.

Несмотря на то, что между легальными украинскими партиями и польскими организациями делались определенные шаги к пониманию, наиболее радикально настроенная молодежь, в основном представители вновь ОУН прибегли к массовым акциям саботажа против польских государственных учреждений и частных имений.

Акции саботажа проявлялись в перерезке телефонных и телеграфных линий, создания препятствий на железной дороге, поджогах домов и имущества польского меньшинства края.

Так, по данным польской прессы, только на конец лета 1930 года были сожжены 62 жилых дома, 87 сараев, 78 хозяйственных построек и 112 скирд хлеба и сена.

Поджоги были наиболее распространенной формой саботажа - в августе-сентябре они составили 83% от всех актов «саботажные акции».

Среди целей акций саботажа молодые националисты определяли попытки сорвать выборы в Сейм, которые были назначены на ноябрь 1930 и «вызвать панику у польского населения Галичины, усилить настроения неуверенности и анархии среди общества, должно было продемонстрировать шаткость границ и внутренней нестабильности польского государства».

Польские историки также определяют как цель акций саботажа попытки ОУН продемонстрировать свою действенность перед украинским обществом Галичины и украинской диаспорой, спонсорами за пределами Польши, сделать украинский вопрос снова актуальным на мировой арене, а также сорвать попытки взаимопонимания с поляками, что создало бы возможности для вооруженного восстания против оккупации.

Решение «о усмирении Галичины» было принято 1 сентября 1930 после консультаций главы государства Ю. Пилсудского с министром внутренних дел Славоем Скадовским.

Первые карательные акции началась 16 сентября 1930 и продолжались до 30 ноября 1930 и охватывали 450 населенных пунктов в 16 районах Галичины.

С середины сентября до пацификации было привлечено 16 рот полиции, во время которых подразделения в количестве 80-150 человек окружали деревни и проводили обыски и допрос жителей.

С конца сентября и в начале октября 1930 в полицейских акций также присоединились и военные подразделения - полки улан, полк конных стрелков, из которых было выделено в сумме 10 эскадронов кавалерии.

В проведении пацификации военные подразделения отличились особой жестокостью и занимались преимущественно «экзекуциями».

Пацификация с участием полиции в целом охватила 325 населенных пунктов в 15 уездах, а с участием войска - 168 местностей в 14 уездах. В общем проведено 5195 обысков, «мирно» пацификация прошла только в 450 селах из 3500.

Особое внимание карательных отрядов было уделено не только местным активистам, учителям, священникам, но и всем украинским учреждениям - школам, ячейкам Просвещения, кооперативам.

Во время акции в каждом селе отдельные жители подвергались «экзекуции» - избиению, систематически разрушалось имущество крестьян, общественных учреждений и кооператив, в частности, разбивались яйца, рассыпались крупы, муку и приправы, на которые выливалась «нефть», синька, масло, уксус.

Арестованных по заранее составленным спискам собирали в общественных помещениях, где каждому наносили 25-30, а то и больше ударов плетью, при этом унижая еще и морально, то есть заставляя ругать Украину, произносить здравицы в честь Юзефа Пилсудского (польск. Józef Klemens Piłsudski), петь польский гимн.

Надругательствам подвергались все проявления украинства: надписи на украинском языке, кладбище Сечевых Стрельцов, портреты Франко и Шевченко.

Общины каждого населенного пункта, где проводилась пацификация, также должны были заплатить контрибуцию польской полиции и армии продовольствием, скотом и фуражом. На практике избиения людей и разрушения имущества сопровождалось еще и откровенным грабежом населения. В общем, карательная акция не столько имела целью выявления виновников саботажа, сколько общий террор против гражданского, в подавляющем большинстве невинного населения, должно было стать наказанием за нелояльность целого края.

Реакцией на пацификацию была полная паника гражданского населения, которое не имело никакой защиты от произвола полиции и армии. По украинским данным потерпели побоев 1357 человека, среди них 93 школьников (начиная даже с 8 лет), более 40 женщин были изнасилованы, погибло 13 человек.

Во время акции были арестованы 1739 человек, преимущественно студентов и учащихся школ.

Уже на 17 марта 1931 из 909 преданных суду, подавляющее большинство - 698 были оправданы и освобождены.

Кроме чисто полицейских и карательных акций было арестовано несколько ведущих украинских политиков, закрытые ячейки «Просвещения», «Сокола» и запрещена деятельность Пласта.

В нескольких городах были распущены украинские школы и гимназии - на конец 1930 году в целом Галичине осталось лишь 4 государственных школы с украинским языком обучения.

События в Галичине не остались незамеченными на мировой арене, в зарубежной прессе в основном благодаря пропагандистской кампании ОУН.

Зарубежные центры ОУН максимально освещали злоупотребления польской власти, благодаря прессовым бюро, которые были открыты в Швейцарии, Берлине, Литве и Бельгии. К тому же почти вся украинская диаспора в США и других странах мира выступила единым фронтом с осуждением действий польской власти. Были направлены обращения к Президенту США Герберту Гуверу, Генеральному секретарю Лиги Наций, в нескольких столицах состоялись многолюдные демонстрации.

Мировая пресса широко освещала события в Галичине. В конце 1930 году теме пацификации было посвящено около 160 статей в англоязычной прессе, 400 статей в немецких и австрийских изданиях и нескольких других. Чрезвычайно активной в формировании мирового общественного мнения играла газета «Manchester Guardian».

14 октября 1930 на страницах газеты появилась обширная статья под названием «Польский террор в Украине». Автор статьи в этой газете в течение двух недель почти ежедневно описывал злоупотребления польской полиции и армии в Галиции.

Под влиянием этих публикаций двое депутатов от Лейбористской партии также посетили умиротворенные регионы и выступили с критической для польских властей докладом в британском парламенте. Даже представители польской дипломатии должны были признать действенность пропагандистской кампании, поставила Польшу в невыгодном свете перед остальным миром.

За «Малым Версальским трактатом», который Польша подписала в 1919 году, национальные меньшинства страны в случае ущемления их прав, могли непосредственно обращаться в Лигу Наций.

После начала пацификации и огласки, которая ее сопровождала, уже в сентябре 1930 года в Лигу Наций начали поступать жалобы и петиции. В общем поступило несколько сотен петиций, из Польши, от зарубежных украинских организаций, прежде всего с США и Канады. Также в петиций украинских общин присоединился «Союз демократического контроля» из Великобритании, под которой подписались 65 британских парламентариев, произвело впечатление как на Лигу, так и на польскую сторону. Таким образом, дело пацификации было принято к рассмотрению и в январе 1931 образовался т. н. «Комитет трех» из представителей Великобритании, Норвегии и Италии, которые начали расследование обвинений.

Между тем, рассмотрение дела совпал с активизацией партизанской деятельности ОУН весной 1931 года.

В частности, польские дипломаты использовали примеры нападений активистов ОУН на почтовые отделения, убийств комендантов полиции и особенно убийство известного политика Голувко для обвинения националистов в провокации этой карательной акции.

После многомесячных отложений, 30 января 1932 была принята резолюция по украинскому вопросу, которая в целом благоволила к аргументам польской стороны и возложила ответственность за пацификацию на украинских националистов.

Вместе с тем, были подтверждены некоторые факты злоупотребления со стороны польских властей во время проведения акции, но комиссия удовлетворилась тем, что Польша пообещала наказать виновных и выразила сожаление отказа Польши выплатить компенсацию пострадавшим.

Хотя националисты и остались неудовлетворенными от заключения Лиги, однако им удалось привлечь к событиям в Галичине внимание мирового сообщества и продемонстрировать действенность их пропагандистской кампании.

Эти настроения откликнулись в ликвидации польского населения на Волыни через несколько лет, во время немецкой оккупации Западной Украины.

окупація, територіальні претензії, Польща, історія України, історія

Previous post Next post
Up