Originally posted by
grzegorz_b at
Как у РФ закончились деньги. Дефолт 2016 языком цифр - 3Originally posted by
uorvik at
Как у РФ закончились деньги. Дефолт 2016 языком цифр - 3Ничего странного не замечаете с этими цифрами?
За полтора года из России было выведено на 18,9% больше средств, чем на пике привлечения страной инвестиций!
А это значит, что российский и международный бизнес с разной формой и структурой собственности максимально быстро выводит собственные средства, продавая любые свои активы, вероятно, по любой цене (с этим коррелирует бешеная распродажа элитной и средней недвижимости в Подмосковье).
Это также означает, что в наступившем году экспортеры постараются вывести всю заработанную валюту, не продавая ее на рынке (разве что Банк России введет очень жесткое регулирование по максимальной обязательной продаже валютной выручки). То есть, эти потенциальные $85,5 млрд профицита внешней торговли еще надо будет суметь взять, и не факт, что получится.
Если получится плохо - дефолт. Внешние рынки - закрыты.
Во-вторых, очень многое зависит от цен на нефть - ведь, немного огрубляя, при двух третях экспорта, сформированных нефтью, нефтепродуктами и газом, вполне можно предположить, что (средняя годовая цена здесь не совсем работает - нефть разная, освоение разное, логистика разная) в 2016 году, при сохранении цен на нефть в диапазоне $25-45 за баррель,профицит внешней торговли РФ может составить всего $55 млрд.
А это значит, что от нынешних резервов ЦБ (при нынешней цене на нефть и, а также средств от позитивного сальдо торгового баланса (которые, напомним, еще надо взять), собственных доходов ЦБ (закроем глаза на то, что как правило, они уходят в бюджет) к 1 декабря останутся $34,5 млрд (на 3,5 месяца критического импорта в 2017 году). Это только - нефть и нефтепродукты.
А происходящее на наших глазах банкротство ОАО «Газпром»? А ведь еще 3 года назад «Газпром» (без «Газпромнефти») только прямо приносил в казну$45,8 млрд. Но в прошлом году убытки «Газпрома» (без
кратного падения экспорта и продаж - только инвестиции в проекты)
составили (по среднему курсу рубля к доллару в 2008-2015) $21,77 млрд. А в прошлом году и «Газпромнефть» попросила средства в ФНБ - примерно $3 млрд - ведь внешнее финансирование закрыто.
Как видим, мы (в роли ЦБ РФ) оказались на грани в $9,73 - $12,73 млрд (а это примерно месяц обеспечения критического импорта).
Так что же, крышка в январе 2017 года?
Нет, поскольку даже это - очень оптимистический сценарий. В 2015 году Банк России израсходовал сэкономленные на отмене индексации зарплат бюджетников около 700 млрд рублей (по летнему курсу - около $14 млрд)на стимулирование потребления - снижение ставок по ипотеке, приобретению автомобилей, сельхозтехники.
Эти деньги ушли в воду - кризис ведь не просто цикличный или структурный,но и системный, и его причины - институциональные. Это как мертвому припарки.
Теперь смотрим что происходит с политикой Банка России на рубеже 2015-2016 гг. - через Агентство страхования вкладов он
докапитализирует (в форме облигаций федерального займа) 31 банк, из них 25 уже получили средства в размере 802 млрд 685 млн рублей, по текущему курсу - $10,4 млрд.
И тогда мы находимся в ситуации то ли «остатка» в $2,33 млрд (меньше, чем прямые иностранные инвестиции в РФ в первой половине 2015 года), то ли «кассового разрыва» в $670 млн (меньше, чем бюджет оккупированного Крыма в части «доходов»).
Таким образом, Москва не зря возлагает все надежды на смягчение санкций или рост цен на нефть. Ведь в противном случае РФ окажется полным банкротом к декабрю 2016 года. И даже дешевая приватизация активов и акций «Роснефти» китайским бизнесом - вряд ли сможет серьезно исправить ситуацию. Разве что поможет дотянуть до марта 2017 года.
Ах, да - внебюджетные фонды, кремлевские оптимисты все еще возлагают на них надежду. Но, это означает, что они плохо слушали и читали.Оставшиеся две трети Резервного Фонда уходят в нынешний бюджет. Что касается ФНБ, то согласно решениям октября 2014 года - до середины-конца текущего года (с учетом года прошлого) на корпоративные инфраструктурные проекты из него
должен быть израсходован 1 триллион 740 млрд рублей. То есть, в лучшем случае в этом фонде к декабрю 2016 года останется $42 млрд, но…ведь и ФНБ претендует на средства из профицита торгового баланса, потому что откуда же еще ему брать деньги? Из Пенсионного Фонда?
Поэтому министр финансов РФ Антон Германович Силуанов с мукою на лице и пытается как-то сократить расходы бюджета на 700 млрд рублей за счет бюджетников ($9 млрд по текущему курсу), поскольку если срезать на 10% от всей суммы расходов, то это 1,62 трлн (или $21 млрд). Ведь бюджет сверстан на основе предположения о том, что баррель Urals в порту Роттердама будет стоить не менее $50 (а он 12-13 января стоит уже $28) и курсе в 63,3 рубля за $1 (а на 13 января он выглядит как 75,95).
Получается, что только что
начавший работать бюджет отягощен не запланированным дефицитом в 2,361 млрд рублей (к доходам 17,2%, к общей сумме бюджета 7,91%, 3% ВВП), а совершенно другим дефицитом. Это как с позитивным сальдо торгового баланса, рассмотренным несколько выше. Ведь нефтегазовый сектор
это 52% доходов бюджета РФ в 2015 году. А значит, только с нынешней ценой расходы надо резать как минимум на 20%. Но ведь во второй части этой работы мы уже показали как быстро распадается социальная сфера после секвестров 2014 и 2015 годов - при этом объективных новых источников доходов бюджета нет и не предвидится.
Конечно, безвыходных положений не бывает - при сохранении нынешних цен на нефть и режима санкций России придется выбирать из пяти вариантов:
- сокращение расходов, с запасом, на 30% на протяжении текущего года, что приведет к хаосу, и, скорее всего, распаду страны.
- наращивание доходов на те же 30% (это $53,5 млрд по нынешнему курсу), а это кратное повышение тарифов, пошлин, акцизов, налогов, опустошение текущих счетов крупнейших предприятий - в итоге сокращение ВВП к концу года на двойную процентную цифру, последствия примерно те же
- официальная девальвация рубля путем эмиссии до 100 рублей за $1 уже в январе-феврале, что оттянет хаос и распад федерации примерно на год, но и ныне вялотекущий банковский кризис ускорится, распад финансовой системы неизбежен
- превентивное объявление дефолта, либо дефолт в декабре 2016-январе 2017, реалистическая перспектива которого продемонстрирована выше.
- наконец, это максимально быстрое выполнение Минских соглашений, возвращение Украине Крыма, демократизация политической системы, поднятие шлагбаума перед глобальным рынком капитала и системой международной торговли.
Вряд ли кто-то в январе 2016 года возлагает серьезные надежды на пятый вариант - но и истинный потенциал «плана Анаконда» тоже нарастает лишь со временем.