Dec 29, 2008 20:57
Анжей бежит, перепрыгивая большие лужи, широко размахивая руками. Ботинки надеты на босу ногу, на одном развязан шнурок (впрочем, он и не был завязан).
Анжей бежит за помощью и не знает, что там, сзади, время уже остановилось, как только он завернул за угол. Так специальный врач меняет цветные картонки на столе перед ребёнком и каждый раз спрашивает: «А здесь что ты видишь?»
Анжей, оглянись, переведи дыхание - что ты видишь? Анжей не хочет видеть. Он хочет бежать и думать, что там, сзади, всё остановилось на том самом кадре, с которого он начал надевать ботинки. И стоит только снять палец с кнопки, как всё опять начнёт двигаться и происходить.
Там были большие синие глаза Мажанны, распахнутые, как двустворчатые раковины, обнажающие мёртвый уже перламутр. И ресницы чуть подрагивали от колебания невидимой волны (или так только казалось), и были длинные узкие ладони, и длинные щиколотки, и длинная шея…
Анжей ещё в детстве думал, почему так - почему вода всё горизонтальное удлиняет, а всё вертикальное укорачивает? Он вспомнил почти плоскую грудь Мажанны с бликами от лампы, купленной в Лодзе (кафель и зеркало были куплены там же, хотя он был против белого - белое пугает), короткие ступни ног с торчащими над водой большими пальцами, розовый лак на ногтях. Он вспомнил, и его стошнило.
- Анжей, почти сошёл снег… Анжей, давай вымоем окна… Анжей, уже середина марта… Анжей, не ставь чашку на край… Анжей купи мне бумажных цветов на «маик»…
Когда он смотрит на Мажанну, ему чуть легче дышать. Он думает, что если смотреть только на красивое, то ничего другого видеть не сможешь. Он закрывает глаза и видит Мажанну. Он открывает глаза и видит Мажанну.
Надо только научиться не поворачивать головы, не поддаваться соблазну. Смотреть только на длинное и никогда (никогда!) на короткое.
Анжей бежит, перепрыгивая через лужи, и остатки грязного снега брызгают на полы пальто, в кармане бряцает мелочь. Анжей бежит за помощью, а в его голове кто-то всё ещё держит палец на кнопке.
- Не беда, не беда, не беда… - твердит себе Анжей.
Он ещё не знает, что бывает кое-что пострашнее беды. И это кое-что уже прячется за дверью в ванной, и скоро оно будет везде. Оно оплетёт его лентами, как праздничную соломенную куклу, оно насадит его, как леденец, на палку. И будет долго старательно слизывать и слизывать, пока не доберётся до сердечной мышцы. Но это случится не раньше, чем вынесут «маик», украшенный белыми цветами и бусами.
А пока Анжей бежит, не разбирая дороги, перепрыгивая через лужи, и у него развязан шнурок на ботинке.
_______________________________________________________
Утопление Мажанны
Праздник Проводов зимы в Польше сопровождается старинным обрядом «Утопления Мажанны» - соломенной куклы, символизирующей зиму. Это происходит в четвертое воскресенье Великого Поста в честь наступающей весны, чтобы умилостивить природу и получить хороший урожай.
Обычно "холодную Мажанну" одевают в белое полотняное платье, украшают белыми бусами и лентами, а в некоторых провинциях - в настоящий свадебный наряд. В деревнях Мажанну носят по всем домам, а потом снимают с нее одежды и разбрасывают по полю. Затем соломенную куклу топят в реке, пруде или озере, а при отсутствии подобного водоема - просто в большой луже. В некоторых местах куклу поджигают и горящую бросают в воду.
Мажанну провожают из села одной дорогой, а другой встречают так называемый "маик" - украшенные цветными лентами, бусами и цветами зеленые ветки, символизирующие весну.
В современной Польше обряд проводов зимы стал приобретать характер игры, лишенной прежней магической символики. Сегодня «утопление Мажанны» - скорее развлечение, прежде всего, для детей и подростков, устраивающих проводы зимы 21 марта, в первый день астрономической весны. В этот день польские школьники, с разрешения учителей и родителей, могут не посещать занятия.
ФРАМ,
страшилки,
рассказки