Вечер
В Лирик- тиетер, театр в котором нам предстояло смотреть выступление французской балетной труппы, мы - по своему обыкновению- пришли задолго до начала представления. Здание выстроено сравнительно недавно и , если не уступает Сиднейскому Опера-хауз по размерам, значительно обыденней, скромнее по архитектурному замыслу и его исполнению. Но интерьеры приятно удивляют обилием мрамора, зеркальных поверхностей и позолоты. На первом этаже расположено два буфета, что, согласитесь, очень удобно для жаждущих и страждущих поклонников Терпсихоры или Мельпомены ( в зависимости от того, кто из божественных муз конкретно спонсирует труппу). Правда, в антракте выстраиваются очереди.Очереди довольно быстро обслуживаются, и к концу антракта пришедшие позже получают то, что ещё осталось от пришедших раньше.
В российской глубинке и очень дальнем ближнем зарубежье,возможно, по-прежнему верят в миф об отсутствии очередей при капитализме. В реальности, дважды в год, издерганные постоянными финансовыми кризисами и несовместимостью надежд населения с китайскими представлениями о качестве товара, торговые предприятия устраивают распродажи по низким ценам. Когда в назначенный час распахиваются двери гостеприимных флагманов западной торговли, разворачивается действие, перед которым традиционные «бычьи забеги» где-нибудь в Памплоне кажутся детской вознёй в песочнице! Натиск обезумевшей от дешевизны толпы можно сравнить с торнадо, тайфуном Флорой. А драматизм момента, когда у вас на глазах буквально из под носа уводят последнюю пару уценённых кроссовок ( вы о них мечтали с последнеей распродажи) вашего любимого цвета и размера не сравним ни с чем! Странно, что никому еще не пришло в голову продавать билеты на это зрелище.
Ну что взять с людей, которые в жизни ничего хорошего, кроме красивых вещей и облегчающих работу и досуг технических устройств, не видели! Вот и бесятся с жиру, и давят друг друга в погоне за дешёвкой.
Очереди в театрах -совсем другое дело. Они - образец терпения, терпимости и воспитанной вежливости. Люди в очередях крайне доброжелательны и радушны. Основное отличие от печально известных очередей советской эпохи- отсутствие двойных очередей и услуг со служебного входа.
Я ни разу я видел многодетных матерей, пытающихся приобрести десять баночек кока-колы и столько же пакетов изюма в шоколаде без очереди. Или ветерана корейской войны, прямиком устремлённого к месту раздачи пива.
Говоря об очередях, нельзя обойти вниманием и публику, пришедшую в Лирик. Одного взгляда на неё достаточно, чтобы понять: к походу в театр люди готовятся заранее и тщательно. Не только радует глаз опрятность и нарядность одежды, но и макияж , нарядные прически дам рядом с дорогими костюмами( смокингами и даже фраками!) и красивыми галстуками кавалеров. Подобное проявление уважения к себе и театру- норма поведения среди австралийцев, обычно весьма неформальных в одежде. Вряд ли на вечернем представлении вы увидите кого -либо в шортах, вьетнамках и тенниске, через всю грудь которого проходит надпись : « Я очень люблю театирр!»Прежде всего, такого зрителя просто не пропустят вовнутрь.
Среди весело, но с достоинством, общающейся публики несколько раз промелькнула стайка официальных лиц. Её превосходительсво Квентин Брюс , генерал-губернатор Австралии, была одета в красивое, изумрудного цвета, вечернее платья и изящные лодочки в цвет. Её сопровождали Анна Блай, премьер Квинсланда и Джон Котзас, директор Культурного центра. На представлении также присутсвовал Его превосходительство посол Франции Мишель Фило.
Первая труппа французского балета появилась еще при Людовики XIV в 1661 году.
Король-Солнце создал Королевскую Академию танца в Париже. Академия стала первым ( а фактически- единственным в то время) балетом в мире. На примере этого несомненно выдающегося монарха-новатора (в искусстве, технике, политике и религии- короче во всех аспектах общественной и политической деятельности), убеждаешься в схожести всех выдающихся правителей: они говорят одно, думают- другое, а делают -третье!
Балет уже побывал в Австралии два года назад. Тогда привезли «Лебединое озеро» и «Драгоценности» Дж. Баланчина. Оба балета имели большой успех у неизбалованных европейским балетом австалийских зрителей.
Но вот, наконец, открылись многочисленные двери залы и публика начала занимать места, согласно купленным билетам. При всей сердечности, восприимчивости, снисходительности и благодарности австралийской публики, справедливости ради, должен отметить её единственный недостаток. Собственно, это даже не недостаток, а часть австралийской традиции- никуда не торопиться. Судите сами: что объединяет таких ярких представителей животного мира континента как коалу, вомбата и кенгуру?
То, что они никогда и никуда не спешат. А это значит, что для того , чтобы выжить в Австралии никуда не следует спешить. Следуя традиции, все зрелищные мероприятия начинаются примерно на десять минут позже указанного в афише времени. И тем не менее, всегда несколько пар будет , согнувшись питекантропами, пробираться на свои места уже после начала представления. Итак, свет мягко и постепенно уменьшил свою интенсивность до минимального уровня, и голос из ниоткуда возвестил о начале предствления. Как всегда в таким торжественных случаях интернационального культурного общения зазвучали гимны.
Я люблю слушать гимны. Испытываю действительную приподнятось( в прямом и переносном смысле) во время их исполнения. Грустно, но традиция слушать стоя и тихо, выслушивать гимны государств- одно из немногих доживших до нашего практичного века выказываний уважения абстрактному понятию. Эти несколько минут исподволь заставляют гражданина задуматься о тех странных вещах, о которых обычный обыватель не думает в своей повседневности. Таких как любовь как родине, нации; чувстве гордости и принадлежности.
Если внимательно вслушиваться в слова и музыку гимна (даже не понимая слов и ничего не смысля в музыке) невозможно не заметить главного: в гимне, как в автобиографии, за звуками и словами угадывается характер народа, для которого он написан. Взять к примеру старый-новый гимн России и гимн США. Слушая исполнение обоих гимнов , сыгранных один после другого, ловишь себя на мысли: как они похожи в совей непохожести! Тот же плавное, величавое течение мелодии. Подчеркнутое величие, мощь и достоинство сродни тем, которые представляет собой миролюбивый великан, осторожно перешагивающий небольшую деревню хоббитов- чтобы, не дай бог, ничего не разрушить и никого не убить! И таже мощная кода! Великобритания полностью раскрывается в своём гимне. В величавой мелодии угадывается и склонность к вековым ритуалам и традициям. В своем гимне британцы пекуться о здоровии своего формального лидера. Так трогательно эта привязанность к старине! Нежелание отказываться даже от такой бесполезной и дорогостоящей традиции как монархия!
А гимн Израиля? Это же плач! Его невозможно слушать без комка слёз в горле! Вся боль и доброта всепрощения народа-странника созвучна мелодии израильского гимна! Некоторые злые языки утверждают, что евреи украли мелодию «Атиквы» у итальянцев( в те далекие времена она называлась «Ла Мантованой») Но , с тех пор, как итальянские партизаны оприходовали еврейскую мелодию в «Белла чао», счёт сравнялся . Из компетентных кругов, правда, просочились слухи, что Украинская рада намерена сорвать круглую сумму c Израиля. В качестве как моральной компенсации за использование народной песни «Катерина кучэрена»- любимого музыкального произведения Семена Бандеры. Учитывая всё возрастающую роль оуновского отношения к дружбе народов, не исключено, что песня может стать гимном «незалежной» Украины. Правда, если глубоко копнуть в этническое происхождение лидера УПА, станут понятны его вкусы и предпочтения. Замечательный шахматист и композитор Марк Тайманов недавно озвучил старую, как его поколение, истину: самыми злобными и непримиримыми антисемитами всегда были выходцы( точнее сказать- выродки) из еврейского народа.
Австралийский гимн - это мечта о том, чего нет. В Австралии нет высоких гор. Высокие горы и чистый воздух являются главными аргументами новозеландцев в бесконечном соперничестве австралов и киви. Ответный аргумент австралов: « У вас есть горы, но нет работы. Поэтому вы и едите к нам!» Но зато в гимне мелодия взлетает вверх и так же стремительно падает вниз, как бы скатываясь с горы. Горы -родина шотландцев и ирландцев, потомки которых и сейчас составляют семьдесят процентов населения страны. Наш гимн быстр и короток, но вовсе не лишен лиризма. А последние слова звучат с истинно австралийской искренностью и прямолинейностью!
Гимн Франции, рожденный в горниле революции, (создавшей уникальный сплав того, что осталось от высших сословий с предприимчивостьтю), отражает пламенный порыв и, вместе с тем, живость галльского ума. Темперамент и страсть. А лиричский пассаж в середине гимна служит подтверждением того, что настоящий француз всегда найдет время и место для «лямура». Франция осталась верна и мелодии, и стягу Революции; страной, на гербе которой появились впервые в мире слова: «Свобода, Равенство и Братство». Можно только гадать, сохранит ли Франция и гимн, и знамя, и лозунг лет этак через двадцать? Когда официально провозгласит себя Французской Джамахерией?
Особые чувства вызывает старый-новый гимн исторической родины. Страны, которой уже нет, а скоро не останется и её бывших граждан, но призраки ( и добрые, и злые) то и дело возникают с реальностью факта. Первым гимном её был «Интернационал». А французский лозунг «Свобода,Равенство и Братство» получил конкретное целевое направление - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Почти сто лет назад, после самой первой и страшной тогда, мировой войны, «пушечное мясо», вдруг увидело свет в конце тоннеля. Оно поверило в утопию. В то, что эгоизм, жадность и нетерпимость вторичны, а мудрость и честное служение во благо своего народа и всего человечества- первично. Потребовались годы тирании, беспомощного руководства, передачи власти в нечистые руки бандитов и воров, чтобы убить эту надежду в отдельно взятых странах. Теперь уже, возможно, навсегда.
Отзвучали гимны и началось действо. В первом отделении труппа исполнила сцены из балета Сержа Лифаря Suite en blanc. Балет создан на базе отдельных сцен «Намуны» Эдуара Лало. На первый взгляд балет может показаться странным и даже разочаровывающим. Ни головокружительных пируэтов, ни стремительных антраша и фуэте - вообще никаких резких движений. Тридцать семь минут нарочито медлительного , с чёткой фиксацией движений танца. Легкое недоумение и даже критика в адрес мастерства танцоров вскоре сменились любопытством, продиктованным желанием понять замысел выдающегося хореографа. Видимо Лифарь задался целью показать красоту самого танца; его строгость движений и скрытую эмоциональную силу союза музыки и движения. Гармония- великая тайна Природы, лежащая в основе всего сущего- конечная идея любого произведения искусства. Но Лифарь, на мой взгляд, пытался показать внутреннюю гармонию балета. Впрочем, лучше привести его собственные слова:
«В создании Suite en blanc я базировался только на самом танце, вне зависимости от чего либо ещё. Я хотел создать впечатляющие образы, которые не были бы искусственными или надуманными. Это суммировалось в последовательность достоверных маленьких технических этюдов, коротких ,независимых друг от друга, хореографий; и всё же родственных в том же неоклассическом стиле»
И тем не менее, второй взгляд не на много отличался от первого. Балет ( несомненно интересное зрелитще для специалистов и балетоманов) нам показался анемичным и оттого скучноватым.
Но второе отделение превзошло все наши ожидания, а его неминуемое завершение воспринялось с тем сожалением, которое без труда читается на лице сладкоежки , вынужденного оставить на тарелке недоеденный кусок торта «Прага»
Началось отделение па-де-де из Балета Жоржа Баланчина « Сильвия». И тем не менее, в этот, классический по всем канонам, балет Делиба, Баланчин внес присущую ему
динамику и страсть. Тут то и проявились в полной силе профессионализм и мастерство
труппы: великолепные прыжки, поддержки в комбинации с удивительной и неожиданной пластикой движения привели нас в полнейший восторг.
Вслед за этим были представлены «Облака» Иржи Килиана. Боюсь, что искусство этого хореографа слишком сложно для понимания непрофессиональным зрителем, но магия музыки Дебюсси и самоотдача танцоров сделали этот балет запоминающимся.
Однако самое яркое впечатление вечера ждало нас в самом конце спектакля. Великолепная постановка «Болеро» Равеля в исполнении звезды Мари-Агнесс Жило и танцоров труппы. Чарующая музыка, с нежной и теплой женской темой, как бы ускользающей от нарастающего темпа и интенсивности мужкой темы, прекрасно сочетается с отточенными движениями балерины, танцующей на покрытой крсной материей высоком круглом помосте. Я подумал о том, каким странным образом создаются шедевры. Подсмотренный талантливым композитором танец цыганки на столе андалузской таверны, лег в основу замечательной музыки, которую веком позже другой Морис обогатил великолепной пластикой танца и яркостью красок.
Но разве в основе всего не лежал похотливая страсть подвыпивших погонщиков мулов и дисквалифицированных тореодоров, пытающихся заглянуть под юбки танцовщицы. Понятно, за свои кровные! Вот и получается, что талант и мастерство- это то, что из грязи, пошлости и подлости действительности создают ввсокие образцы прекрасного!
Для меня останется вечной загадкой, отчего современные деятели искусства ставят перед собой обратную задачу: сбросить прекрасное вниз и вавалять в грязи!
Думаю, что определённым образом это связанно с обоюдным желанием и деятелей искусства, и их спонсоров сделать свой первый (или последующий) миллион.
Но извечной загадкой для меня останется то, почему миллионы образованных и вполне порядочных людей «западают» на это мутное, возбуждающее низменные страсти и , зачастую, пошлое варево дельцов от искусства. С каких пор искусство стало не божественным элексиром, а сильнодействующим наркотиком, медленно, но верно убивающим в человеке всё человеческое?
Вернувшись в свой номер, мы ещё немного продлили приятные ощущения, делясь своими впечатлениями. Спать мы легли уже в воскресенье. Определённых планов на этот день у нас не было, но было предчувствие. Предчувствие того, что и этот день пребывания в городе Брисбена запомнится нам своей необычностью.
Конец первой трети
Послесловие к первой части.
Автор намеревался завершить эти путевые ( непутЁвые :) ) заметки еще до Нового Года, но различные обстоятельства, собственная лень, провалы памяти и глубокие перепады настроения помещали воплотить это намерение в жизнь.
Тем, кому интересно читать этот беспорядочный поток мыслей и воспоминаний обещаю завершить его в следущем году. Но при этом есть одно маленькое условие: заяки.
Если вы остановились послушать уличного музыканта, но вам жалко расставаться с монеткой, то хоть похлопайте в ладоши. Ему будет приятно! :)
С Новым годом и до встеречи в новом году!