(no subject)

Jan 06, 2008 23:05

Критика чистого разума

(обзор прочитанного)

Оговорюсь сразу: Михаил Веллер -очень хороший писатель. Гораздо лучше многих других хороших писателей. Мы бы даже могли стать друзьями. Хотя бы по переписке: Веллер один из немногих интернетно -доступных литераторов.Могли бы… Но теперь врядли станем. И опять по моей вине.

А все из-за этой своевольницы Истины, которая мой еще больший друг. Несмотря на тот факт, что встречается она мне крайне редко. А встретившись, ничего приятного мне не открывает-такая уж у нее обязанность: обязательно огорчать. Но рассориться насмерть с этой негодницей я не могу. Потому, что тогда от меня тихо уйдет близкое мне нечто- моя любимая,старомодная, усталая и больная Совесть. Та, которую я, по молодости лет, несколько раз брал силой, а сейчас берегу, чувствуя прежнюю вину перед ней. Они ближайшие подруги с Истиной и немогут жить друг без друга. Ради своей Совести я постоянно должен разыскивать прячущуюся от всех Истину. Какой бы она не была горькой.

Вот и сейчас эти две подруги встретились, и толкают меня в сердце с обоих боков.
Сердце сжимается и ему неудобно. Так они требуют, чтобы я изложил свои мысли( после их совместной цензуры, разумеется) на бумагу. Ведь сами-то они не могут. Бестелесные.

А мысли возникли по прочтении статьи(?) М. Веллера « К последнему шансу», входящий в недавно изданный сборник «Россия и рецепты» 1 Со многими мыслями автора я очень даже согласен.
Поскольку у евреев принято читать с конца, я сразу же заглянул в последнюю,22, главу, и мысленно зааплодировал Веллеру. И порадовался за себя: ведь это же то самое, о чем я все время пекусь! О том, чтобы в героях ходили смелые и бескорыстные люди. Те , которые не на словах, а на деле служат своему народу,человечеству, Вселенной. И когда известный писатель приходит к тем же выводам, то конечно же это обнадеживает и вдохновляет.

С необыкновенным подъемом начал читать с начала, и что-то показалось странным. И даже больше чем странным. Вот , например, глава 6.

Если я смогу согласиться с рассуждениями о демократии эллинских городов- государств, то лишь с большой натяжкой. Вообще идеализация древности-штука опасная. Эти крайне демократические греки с удовольствием избивали и выгоняли за пределы городских стен( без пожитков, разумеется) евреев при каждом удобном случае. Евреев, которые родившись и прожив в тех самых городах всю свою жизнь, на агору не приглашались. 2 И римляне их на форумы тоже не приглашали. Вот это демократия, так демократия! Ну с евреями все ясно: их вопрос до сих остается неразрешимым и мутным до сего дня. А вот еще один малоизвестный пример античной демократии. Суд и казнь философа Сократа. Нет-нет, все формальности были соблюдены по закону.И Мелет, и Анит, и Ликон были представителями своих сословий, о чем у них и записи соответствующие в пачпорте имелись. И суд по всей форме. А философа оклеветали и умертвили. Одним словом рот заткнули. Навсегда. Типа, спасибо за пролитую кровь, ветеран, но ты нам не нужен.

Классический пример свободы слова в демократическом государстве, не правда ли? Кстати мысли о Сократе навеяли еще кое-что. Ведь эллины и в бой шли по разному- в зависимости от размера кошелька. Хорошо вооруженному и защищенному доспехами гоплиту выжить в бою было все-таки проще, чем бедняку, с трудом накопившему деньги на плохонький секонд-хенд меч.Это о равных возможностях при демократии. И о вооружении .
А дальше я наталкиваюсь на интересное противоречие. Оказывается пиар появляется в те почтенные времена. И благодаря ему,пиару, развивается риторика. А обучение в Древней Греции, между прочим, было платное. Чем лучше был учитель, тем дороже. Исключение составлял разве что Сократ. Но с ним, как уже отмечалось, быстро разделались. Очевидно и за то, что цены за обучение занижал.
И вообще в своей передовице г-н Веллер как-то избегает упоминать тот факт, что все население планеты и тогда, и сейчас, делилось и делится НА БОГАТЫХ И БЕДНЫХ.

Кстати, Михаил Веллер явно имеет слабость к оружию. Наверно сказываются гены.
Считает, что каждый мужчина должен его иметь при себе, и если кто-то ему не понравился, то тут же его устранять, пользуясь своим демократическим правом.
Поэтому то, что в США можно свободно купить боевое оружие ( в Австралии,слава богу, запретили) приветствует. Более того, считает это одним из основных признаком демократии. Цитирую:

« А вот и новые времена. Голландская демократия: государственное объединение вооруженного народа- ремесленников и торговцев. Американская демокрания-«пространство договоренности свободных и независимых вооруженных мужчин»
Французская демократия: «Дайте права и оружие третьему сословию»
ДЕМОКРАТИЯ- ЭТО НЕ ВЛАСТЬ ПРОЛЕТАРИАТА
Свободного независимого вооруженного гражданина нелегко подкупить и нелегко запугать.Он отвечает сам за себя, свою семью,свое благополучие» (с)

Но тут же явное противоречие! Почему власть пролетариата-это не демократия?!
Разве рабочие не были независимы и свободны с февраля 1917 по февраль 1924?
И вооружены были неплохо. Особенно анархисты и революционная милиция.

В Америке уже привыкли к массовым расстрелам в учебных заведениях. Культ насилия до сих пор процветает в искусстве. Здравомыслящие люди в сенате предлагают ввести поправку , но власть имущее, которых ничуть не смущает, что поправок к Конституции уже больше чем самой конституции, никак не желают отменить демократическое право людей убивать друг друга в ходе бейсбольного диспута.

А теперь представим на минуту, что в России осуществился главный принцип демократии: мужчин вооружили. При том уважении , которым пользуется сорокоградусный напиток,проблема №1 глава 14, т.е. уменьшение народонаселения, решится очень быстро и эффективно. Независимо от достатка народа. Прокормить население страны через год после введения закона будет проще простого. Даже зерно закупать не надо будет.

Но вот что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО смущает, так это определенная политизация общечеловеческих проблем в обсуждаемой статье. Получается так, что демократии нет только в одной,отдельно взятой стране. Не знаю, как в Эстонии обстоят дела с демократией. Не был там в последнее время. Казалось бы, что для построения демократического общества им не хватало одного- выхода из СССР.
Сейчас, надо полагать, у них такая демократия, такая... А Веллер ,наверное, единственный еврей, который не думает из этой демократии уезжать. Ну а тем евреям, кто без мирового имени, рисуют могендовиды. Масляной краской. На памятниках предкам. А парады бывших эсесовцев вызывают «приятные» воспоминания в памяти узников Бухенвальда и Дахау, доживающих там свой долгий век. Никто не спорит: Сталин был бяка. Но чем Гитлер-то лучше? Договор подписывали двое.Русский и немец. Молотов и Риббентроп. Русских не любят,и это еще можно понять-соседи все-таки. Но почему в немцах, которые веками топтали посевы латов и эстов, те души не чают-загадка из загадок! Подписывали-то ДВОЕ! Ну это ладно. Веллеру из Таллина (или Таллинна?) виднее.

Вот полюбился мне оборот «свободные и независимые вооруженные мужчины»! Сказано об американцах. Что вооруженные-спору нет. Как насчет свободы и независимости?

По статистическим данным в США проживает 281млн. человек. 3 Из них заняты в различных сферах производства и служб 146.2 млн
Непосредственно в сельском хозяйстве занято 2 млн , из них 850 тыс. фермеров.
Следовательно в маленьких и больших городах проживает большая часть американцев.
Это насчет своей земли, которой нет. Подавляющее число американцев, как видно из статистики,хлеб и молоко покупают в магазинах. 60% семей имеют невыплаченные банковские ссуды. 80% продолжают занимать у банков ,причем в состоянии выплачивать только проценты.
Далее. 30% населения США не имеют медицинских страховок. 4 Тем кто не знает что это такое объясняю: если Вам надо вырезать опухоль, а страховки нет, то придется продавать дом.
Так о какой же «свободе и независимости» идет речь, когда почти все население повязано по рукам и ногам финансовыми институтами? Если почти 8 млн человек (столько же, сколько занято в строительной индустрии) не имеют работы? Если одна десятая часть населения не способна оплачивать счета и рентованное жилье? Конечно же все они бездельники и тунеядцы. Ведь совершенно ясно: если городок, где родились поколения твоих предков попал в разряд «неперспективных», то ты должен за бесценок продать «фамильное гнездо», и ехать куда глаза глядят в надежде найти работу. А не хочешь,значит ты - лентяй и тунеядец. Пол-Америки колесит по ней в поисках работы. Свободные и независимые.

Я рассмотрел только одну главу. Если рассматривать все главы,то боюсь мое эссе по объему перерастет само произведение. Чего стоит одна фраза из8-ой: «Почему у нас не дешевеет бензин, когда во всем мире дешевеет нефть?» В самую точку. Сейчас нефть так подешевела во всем мире, что впору продать автомобиль (если купят), и купить лошадь.Фураж и уход обойдется намного дешевле!

Но не буду цепляться по мелочам. Поговорим о главном. Процитирую еще:

«Задача писателя неизменна.Сам он может меняться, но задача его всегда остается одна и та же.
Она состоит в том, чтобы писать правду. ... Увидеть и не молчать! Заклеймить гадов и указать дорогу! Вот что такое литература.» (с)

Согласен на все сто! Только почему,клеймя одних гадов, г-н Веллер не клеймите других?
Спору нет русские олигархи-исчадья ада. А глобалисты-ангелы во плоти? Эти самые «демократические, свободные и независимые» оруженосцы , которые наживаются на детском труде в слаборазвитых странах и закачивают наркотики в детей состоятельных родителей, не вызывают желания заклеймить их? Может он опасается,что его примут за социалиста-коммуниста и читать перестанут? Странная какая-то правда. Кривобокая.

Перед нами большой и талантливый писатель. Почему же тогда он не говорит всю правду! Откуда пошла идеализция «мрази». Кто пичкает мир суррогатами вместо искусства. Кто из «политической корректности» разрушает институт семьи.; в погоне за наживой развращает детей. Кто сделал ложь и шантаж основными средствами внутренней и внешней политики?Чья алчность и эгоизм подталкивают мир к новой и неизбежной катастрофе?

А может все в этом произведении говорится «эзоповским языком»? А я в силу своей необразованности и незнании основ «политкорректности» этого языка не понял?
Тогда извините . Каюсь и больше не буду!

С уважением

_________________________________________________________________

1. M. Веллер. Россия и рецепты издательство АСТ , 2007
2. Michael Grant The Jews in the Roman World London 1984
3. Information release Census 2000. USA State Department USA
4. Information release Bureau of Labor Statistic
Previous post Next post
Up