История противоборств подсказывает, что, желая победы и обличив врага, важно не множить его союзников, зато всегда оставлять открытыми двери для тех, кто либо недоумевает, либо в силу обстоятельств не готов занять категорическую позицию, либо вообще далек от конфликта, но при определенных условиях (словах и шагах) его симпатии усилят одну из сторон и ослабят другую.
«Только профессиональные обманщики могут утверждать, что немецкие фашисты… могут быть носителями европейской культуры. На самом деле немецкие фашисты являются врагами европейской культуры…» (Из приказа НКО СССР И.В. Сталина № 130 от 1 мая 1942 года.)
Кому и чему Россия противостоит сейчас?
Западу? А Запад - это Гомер, Данте и да Винчи, Бах и Моцарт, Мольер и Гете, Кант и Гегель, Байрон и Бальзак, Рембрандт и Гойя… У них, у греков и итальянцев, немцев и французов, испанцев, англичан и голландцев учились, вырастая из народной почвы, Ломоносов, Баженов, Брюллов, Пушкин, Глинка, Чайковский, Достоевский, Толстой… Кремль был построен итальянцами. И Петербург. Эрмитаж. Россия против Петербурга Растрелли?..
Нам бороться с Западом внутри и снаружи - как располовинить чувства, разум и телесные органы. Несовместимо с жизнью.
Вероятно, враг - либерализм и демократия? Разделение административной и судебной функций, участие общества в делах государства. Возможность высказывать и воплощать идеи по избавлению от рабства, самодурства, насилия, нищеты… Россия выступает против этого за барство, крепостничество, лизоблюдство, произвол?
«Пока свободою горим, / Пока сердца для чести живы, / Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»
По Пушкину, свободные порывы души и служение отчизне - в одном ряду. Так и было - от вече и собора до думы и референдумов.
Содержательная свобода - основа нашего исторического движения. Отказываться от нее - равносильно для нас акту самоудушения.
Значит, наш противник - модерн? Развитие науки и техники, космос, медицина, возможность получения знаний без преград в пространстве и времени!.. И постмодерн, обнаруживший необъятное в людях, вещах и явлениях. И метамодерн, возвративший бытию и мышлению сущность, не приковывая к ней ни практики, ни воображения.
И старшие поколения, и молодежь, наряду с советской киноклассикой, любят и «Человека дождя», и «День сурка», и «Твин Пикс»… И музыку разных жанров любят, и компьютерные игры, виртуальную реальность… А дальше - искусственный интеллект, многомерность, полеты в небывалое.
Вне модерна Россия - что-то недолговечное, утратившее науку, технологии, промышленность, армию и флот.
Тогда, по-видимому, мы бьемся с дьяволом? Опасная затея - отождествляться с мировым добром. Взгляд на себя как на «светлоликого», неприятие сомнений и своих несовершенств… Гордыня. Фанатизм. Слепота. Упадок и крах.
Вот чему противостоит Россия! Тому, что погрязло в собственной непогрешимости, возомнив свой земной идеал божественным откровением. Сектантству, фанатизму, присвоению истины и маниакальным попыткам подчинить ей, плоско - извращенно понятой, тех, кто в многообразии творения независим и самобытен, - социальному и политическому примитивизму.
Временное отсутствие равных по силе и внятности альтернатив породило это «кособокое» явление и привело к его информационному диктату. Примитивизм овладел сознанием части политиков и общества тех государств, которые оказались гегемонами на последнем историческом витке. В нем нашли пристанище элиты субкультур и этносов, не способные к политическому творчеству.
Националистическое мракобесие, гендерное мракобесие, мессианское мракобесие, активистское мракобесие (woke и SJW).
Это и есть манифестация ограниченных, однако могущественных адептов социального примитивизма, которому Россия не согласилась подчиняться.
Наше информационное (идеологическое) оружие - содержательная свобода. Наши союзники в этом противостоянии -
культурные парадигмы Запада и Востока, все нации и народы, каждый самобытный человек и целый мир.
Виктор Семенихин Впервые опубликовано в Telegram-канале
«Новый Век»