Глаша. А ты, Феклуша, далеко ходила?
Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать -- много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой -- салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и, что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по-ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: "Суди меня, судья неправедный!". А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.
Глаша. Отчего же так -- с песьими?
Феклуша. За неверность.
Островский А.Н.
Гроза
Действие второе, явление первое
Горячая политическая тема в Дании -- бойкот летней Олимпиады в Пекине. По последним опросам, 50 процентов населения поддерживают бойкот, 39 процентов против, а остальные 11 не определились с выбором. Конечно, сторонний наблюдатель скажет, что основная причина бойкота -- это подавление Китаем демонстраций в Тибете. Однако ж не спешите верить незнакомым сторонним наблюдателям! Датчане не играют в политические игры, они выше этого. Подключившись к астральному контуру Дании, я могу сообщить вам, что нормальный датчанин думает про Китай: "Это большая дикая страна далеко-далеко на Востоке, куда надо долго-долго ехать, что тем более бессмысленно делать летом, поскольку его надо провести в своем садовом домике". По моему впечатлению, датчане бы с удовольствием бойкотировали все олимпийские игры, которые проходят за пределами Дании (иначе говоря, вообще все). Но, естественно, если вы спросите об этом датчанина, то он лишь загадочно улыбнется в ответ :-)
Феклуша. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить.
Кабанова. Как так, милая, в умаление?
Феклуша. Конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят.
Кабанова. И хуже этого, милая, будет.
Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.
Островский А.Н.
Гроза
Действие третье, явление первое
Куда больше, чем томления Далай-Ламы, датчан волнуют внутренние вопросы королевства Датского: деньги, язык и религия.
Переломный момент в истории страны наступил -- впервые число сторонников введения евро превысило число противников. А это значит, пообещал премьер-министр, возможно, уже в 2012 году состоится референдум по переходу Дании на единую европейскую валюту. Если карта ляжет. Но сначала необходимо провести консультации среди парламентских фракций и принять постановление о проведении этого референдума. Слава Богу, у власти сейчас настоящие либералы, а именно датская "
Левая партия". Её лидер прошедшей осенью, после очередных выборов, пошел на третий срок своего премьерства. За два предыдущих срока уровень либерализма в стране значительно вырос -- макимальная скорость движения на автобанах была увеличена со 110 км/час до 130 км/час, а также был принят закон о том, что временно запрещается увеличивать налоги (которые для среднего датчанина составляют около 50-60% от дохода). При этом, зная, что свобода -- штука сложная и многогранная, также решили запретить курить во всех барах и ресторанах, площадь которых превышает 40 кв. метров.
Волнуют законодателей и простых граждан также вопросы лингвистики. Как выяснил парламентский комитет, датскому языку ничто не угрожает в повседневном общении, однако же в высшем образовании, медицине, науке и бизнесе он активно вытесняется языком английским. Лично я бы еще сюда добавил сферу кино, архиважнейшего из искусств -- ведь такого понятия как дублированный фильм в Дании почти не существует, и в кинотеатрах датский язык имеется, практически, только в субтитрах. Впрочем, я-то как раз и не думаю на это жаловаться. А вот тут
возмущенная общественность осуждает датскую компанию Møller-Mærsk за то, что та избавилась от датских букв в своем международном названии. "Извините" ,- отвечает комания Moller-Maersk - "но мы хотим быть уверены, что наши письма по электронной почте доходят до адресата без искажения". В пору жаловаться на глобализацию. А может, просто на сам датский язык, как шутят
вот эти норвежцы (видео на... английском?!).
Феклуша. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда.
Кабанова. Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша.
Островский А.Н.
Гроза
Действие третье, явление первое
Остро стоят на повестке дня и вопросы религии. Первым делом надо пояснить, что в Дании кладбища представляют из себя довольно ограниченные по размеру земельные участки. Никто гектары кладбищ, как у нас это водится, не делает. Но люди-то, тем не менее, как и у нас, умирают довольно регулярно и возникает понятная проблема -- куда их хоронить? Именно поэтому, места на кладбищах стоят денег. Хочешь место -- заплати. Дальше, если родственники хотят навещать -- пусть платят за содержание кладбища. Как только перестали платить и ходить -- место можно освободить. Ну а если нет денег или еще что, можно кремировать усопшего и получить урну с прахом, которую уже хранить дома или в фамильном склепе. Есть, конечно, и могилы, которые содержит государство, например, место упокоения Ганса Христиана Андерсена.
Первый в мире фрезеровщик Копенгагенский гей-викарий Иван Ларсен решил
открыть отдельную секцию на кладбище Ассистенс для представителей сексуальных меньшинств. Как сообщил священнослужитель, у геев есть места для встреч, бары и прочее, теперь они хотят и свое кладбище. Одно место в новой секции будет стоить около 500 долларов...
Последние времена, по всем приметам, последние...