Béjart Ballet Lausanne

Apr 01, 2013 13:23

В апреле фестиваль открывает свою вторую «гастрольную» часть. С 4 по 7 апреля в Большом будет выступать прославленная компания Béjart Ballet Lausanne.

image Click to view



В программе: «Весна священная», Синкопа, «Кантата 51» и «Приношение Стравинскому».

«Весна» Бежара - старейшая среди авторских «Вёсен». Она была создана в 1959 году, когда Бежар ещё не был Бежаром. Он был начинающим хореографом без места. Дерзкий гений пришел в Брюссельский театр Ла Монне и совершил революцию. «Весна» Королевского балета Бельгии стала своеобразной точкой отсчета в творческой биографии Бежара и трамплином в новую балетную эру. Спектакль сразу отправился в турне по миру, его стремились заполучить в свою афишу ведущие балетные компании мира. Из репертуара бежаровского театра она тоже никогда не выпадала. И когда недоброжелатели говорят, что «Бежар вышел из моды» (эти люди ходят на спектакли и подвывают в такт музыке), никто не имеет в виду его «Весну». Она неполитизирована, асоциальна, только чувства, эмоции, сексуальность…

Успех «Весны» предопределил будущее хореографа. На следующий год Юисман предложит Бежару создать и возглавить постоянную балетную труппу в Бельгии. Во Франции не нашлось никого, кто бы предоставил Бежару подобные условия работы. Молодой хореограф переезжает в Бельгию, в Брюссель, здесь и появляется на свет «Балет ХХ века». Много позже Бежар обоснуется в Швейцарии, в Лозанне. И Бельгия, и Швейцария никогда не были балетными странами, но благодаря Бежару эта танцевальная провинция стала известна всему миру. Ну, а самый известный первый французский хореограф никогда не удостоится чести возглавить балет первого театра Франции - Парижской оперы, в то время как беженцы из России Серж Лифарь, Рудольф Нуреев такую возможность получали. В очередной раз убеждаешься, что нет пророка в своем отечестве.

В 1959 году сделанная Бежаром хореография балета «Весна священная», поставленная для Королевского балета Бельгии на сцене брюссельского театра Ла Монне, была принята настолько восторженно, что Бежар наконец решил основать собственную труппу, получившую название «Балет XX века». Ее ядром стала часть брюссельской труппы. Вначале Бежар продолжал работать в Брюсселе, но через несколько лет переехал вместе с труппой в Лозанну. 28 сентября 1987 года «Балет ХХ века» изменил свое название на Béjart Ballet Lausanne.

Вместе со своей труппой Бежар предпринял грандиозный эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место. Тогда же Бежар выступил в новом для себя качестве художника-постановщика. Этот эксперимент привел к тому, что пришлось расширять размеры сценических площадок.

Бежар предложил принципиально новое решение ритмического и пространственно-временного оформления спектакля. Привнесение в хореографию элементов драматической игры обуславливает яркий динамизм его синтетического театра. Первым из балетмейстеров Бежар использовал для хореографических постановок огромные пространства спортивных арен. Во время представления на огромной площадке размещались оркестр и хор, действие могло развиваться в любом месте арены, а иногда даже в нескольких местах одновременно.

«Весна» - балет одурманенного. Я одурманивал себя музыкой Стравинского, слушая ее на предельной громкости, чтобы она расплющила меня между своим молотом и наковальней. Я одурманивал себя в студии бесконечным, снова и снова возобновляемым счетом (танцовщики слушают музыку не в кресле - они крутятся, прыгают, и им необходимо считать, чтобы не нарушить ритм <...>). Я одурманивал себя, чтобы ни на волосок не отклониться от первоначального замысла, чтобы не поддаться по ходу дела искушению сделать покрасивее. <...>

Потом благодаря энергии Мориса Гюисмана мы собирали полный зал. Не довольствуясь омоложением своего оркестра и обновлением своего кордебалета, Гиисман обновил и омолодил свою публику. <...> Попытались было заговорить о скандале, но не думаю, чтобы старые дамы были шокированы «Весной» - старые дамы, которые и не такое видели, только прикидываются, будто шокированы.

Важно было «очистить» публику, танцевать не для любителей танца (каких любителей и какого танца?), а для живых людей, - таких, как мы сами.

С тех пор мы показывали «Весну» повсюду. В Нью-Йорке - с музыкой, записанной на магнитофонную ленту, и в Париже - с оркестром, которым дирижировал Булез. Перед японскими студентами и на празднике «Юманите» в Курнев, в Тюильрийских садах и под мостом Авиньона, дипломатическому корпусу, аккредитованному в Дакаре, и Лилиан Гиш и Жаку Брелю, или доктору Лакану, который сказал: «Это безумно напоминает Иеронима Босха». Аргентинским музыкантам театра Колон, которые тянули свое матэ (это было в 1963), русским, которые приехали в Брюссель посмотреть и решили (это было в 1973), что некоторые позы недостаточно пристойны для Москвы.

В 1959 году по окончании ряда предусмотренных спектаклей я покинул Брюссель: мой контракт был выполнен. Морис Гюисман, сам назначенный лишь на год, не располагал правом ангажемента на будущее».

Этим балетом укрепилась начинавшаяся слава Мориса Бежара как одного из самых интересных современных хореографов-авангардистов. Дебют в брюссельском театре де Ла Монне увенчался большим успехом. Новый директор поставил на Бежара - и не прогадал. Что касается самого Бежара, то вскоре он вернулся в Брюссель - и началась история его легендарной труппы «Балет XX века» - предтечи Béjart Ballet Lausanne, с которым были связаны последние двадцать лет жизни мастера и которая жива и поныне, исполняя в том числе и те балеты, что составили достояние Балета XX века.

видео, интересное, исторический экскурс

Previous post Next post
Up