А. Шишкин: «Я звуком могу сделать пространство».

Mar 23, 2013 22:39

Художник «Весны священной» Александр Шишкин.



Родился в Ленинграде. В 1995 г. окончил ЛГИТМиК по специальности - художник-постановщик). Еще будучи студентом оформил спектакли: «Вохляки из Голоплеков» по И.Тургеневу (режиссер В. Крамер, театр «Фарсы»), «Три сестры» А. Чехова (режиссер В. Фильштинский, Театр на Крюковом канале), «В ожидании Годо» С. Беккета (режиссер Ю. Бутусов, театр им. Ленсовета; премия «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль сезона»).
Работает как театральный художник, занимается живописью, создает инсталляции и перформансы.

Оформил спектакли:
1995 - «Войцек» Г. Бюхнера, режиссер Ю. Бутусов, театр им. Ленсовета
1996 - «Сторож» Г. Пинтера, режиссер Ю. Бутусов, театр на Литейном
1997 - «Калигула» А. Камю, режиссер Ю. Бутусов, театр им. Ленсовета;
«Страсти по Мольеру» по пьесе Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» и пьесе М. Булгакова «Полоумный Журден», режиссер В. Крамер, Санкт-Петербургский государственный академический театр комедии им. Н.П.Акимова;
«Клоп» В. Маяковского, режиссер Ю. Бутусов, театр им. Ленсовета
1999 - «Троянцы» Г. Берлиоза, режиссер В. Крамер, Театр оперы и балета Государственной консерватории им. Римского-Корсакова;
«Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера, режиссер Г. Тростянецкий, Александринский театр
2000 - «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. Достоевскому, театр «Фарсы», режиссер В. Крамер
2001 - «Смерть Тарелкина» А.Сухово-Кобылина, режиссер Ю. Бутусов, Продюсерский центр «Брат»
2002 - «Вор» В. Мысливского, режиссер Ю. Бутусов, Театр им. Ленсовета
«Макбетт» Э.Ионеско, режиссер Ю. Бутусов, театр «Сатирикон»;
«Войцек» Г. Бюхнера, режиссер Ю. Бутусов, Сеульский центр искусств
2003 - «Борис Годунов» М. Мусоргского, режиссер А. Могучий, проект Мариинского театра в рамках «Пасхального фестиваля» в Москве (Соборная площадь Московского Кремля)
2004 - «Ричард III» У.Шекспира, режиссер Ю. Бутусов, театр «Сатирикон» «Кракатук» по Э.Т.А.Гофману, режиссеро А. Могучий, Цирк на Фонтанке
2005 - «Петербург» по А.Белому, режиссер А. Могучий, Александринский театр;
«ДК Ламанчский» по роману М. Сервантеса «Дон Кихот», режиссер А. Могучий, Театр-фестиваль «Балтийский дом»;
«Гамлет» У.Шекспира, режиссер Ю. Бутусов, МХТ им. А.П.Чехова
2006 - «Король Лир» Шекспир, режиссер Ю. Бутусов, театр «Сатирикон»
2007 - «Иваны» по «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и другим произведениям Н.Гоголя, режиссер А. Могучий, Александринский театр;
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира, режиссер Ю. Бутусов, Халогаланд театр (Норвегия)
2008 - «Человек=Человек» Б. Брехта, режиссер Ю. Бутусов, Александринский театр;
«Чайка» А. Чехова, режиссер Ю. Бутусов, Сеульский центр искусств
2009 - «Изотов» М. Дурненкова, режиссер А. Могучий, Александринский театр


2010 - «Валентинов день» И. Вырыпаева, режиссер А.Янковский, Российский академический молодежный театр
2011 - «Счастье» А. Могучего и К.Филиппова, режиссер А. Могучий, Александринский театр;



«Чайка» А. Чехова, режиссер Ю.Бутусов, театр «Сатирикон»;
«Рок-н-ролл» Т. Стоппарда, режиссер А.Шапиро, Российский академический молодежный театр


2012 - «Утиная охота» А. Вампилова, режиссер Ю. Бутусов, Национальный театр имени Ивана Вазова (Болгария)
2013 - «Веселая вдова» Ф. Легара, режиссер А. Шапиро. МАМТ



В 2001 г. оформлял сад «Эрмитаж» во время проведения Всемирной театральной олимпиады, в 2003 и 2004 гг. - церемонии открытия театрального фестиваля «Золотая маска», в 2006 г. - торжественную церемонию открытия Александринского театра после реконструкции (режиссер А. Могучий).

Персональные выставки:
1998 - «Dead for Life», галерея «Cill Rialaig Artists Retreat», Ирландия
2000 - «Parade of Homeless Urban Creatures / Парад городских тварей» - инсталляция и перфоманс, Международная биеннале молодого искусства, Турин
2000 - «A Pillared Incubator / Столбовой инкубатор» - инсталляция и перфоманс, международный фестиваль «ArtGenda», Хельсинки
2003 - «Cледы присутствия», Фестиваль русского искусства, Ницца, Франция
2010 - «Неизвестный Шишкин», Лофт проект «Этажи», галерея «Глобус» (Санкт-Петербург)

А. Шишкин никогда не работал в балете. В эксклюзивном интервью В. Вязовкиной художник поделился своими мыслями о балете, музыке и художественном тексте (полностью интервью можно будет прочитать в премьерном буклете).

«Стравинский - это некий музей, закрытый объект. Я знаю одного известного современного фотографа, для которого музыки не существует. Только визуальный мир. Его мир - это и есть музыка. Так же, как я говорю - мне сценография в театре не нужна, я звуком могу сделать пространство. Декорация не работает, уже все сделано, достаточно того, как звучит пол, как он скрипит. «Весна» - памятник, все замечательно. Но когда я начал слушать, меня этот памятник раскрутил. К сожалению, мало времени я пребывал в этом потоке.
Мне самому надо бы было делать балет, условно говоря. И это был бы не балет, а взаимодействие неких живых объектов и неживых в пространстве, геометрическом и временном. С другой стороны, перемещение неких частиц в каком-то ритме - это и есть балет. Музыка - абсолютный пластический язык. Невозможно пьесу Чехова произносить, все стерто. Но текст все равно надо произнести. Контакт между текстом и художником гораздо более сложен, чем у актера и текста. Я десять лет занимался тем, что переводил текст на пластический язык, на графику и пространство. А музыка напрямую воздействует, она тебя подхватывает, ты заводишься, и можешь ее отражать. Текст ты читаешь, анализируешь, есть цепочка. Балет для художника ближе оперы. Когда я рисую, беру карандаш - это и есть балет на бумаге. Практика обучения живописи детей - это по сути своей балет. Ты как бы танцуешь перед листом с касаниями его цветом. В принципе художник занимается балетом. Художник работает телом, для него аппаратом является мозг и тело. Так же, как для музыкантов - руки. А с текстом у меня есть дистанция, я считываю текст и не могу, читая, тут же рисовать. У меня есть спектакль, где видео я делаю прямо под музыку напрямую. Мы делали с Могучим «Силенцио» для Дианы Вишневой в Мариинском театре, так я там рисовал видеопроектором по живому балету. Вот такой балет я понимаю. То, что делает Таня [Баганова] мне понятно, она рисует тем рисунком, каким я работаю. Еще есть важный момент - гендерный. Это первый спектакль, где я работаю с автором-женщиной. Это не дискриминация, а другой опыт. То есть не балет для меня - новый опыт, а работа с Таней».

интервью

Previous post Next post
Up