Сформулирую несколько правил по которым вы можете определить, кто вы по жанру фотографии: "художник" или "репортажник".
1. Если по итогам вашей очередной фотосессии нет ни одного кадра вертикальной ориентации, то вы прожженный кнопконажиматель репортажник. Дальше можно не читать. Кропнутые со сменой ориентации в процессе обработки ни в счет.
2. Если вы готовы поспорить с этим утверждением, то по моим подсчетам, от 35% вертикальных кадров за сессию - и вы уже можете считать себя склонным к художественноё фотографии с преобладанием "репортажки" при каждом удобном случае.
3. Если количество вертикальных кадров от 45% и выше, вы фотохудожник.
Посмотрите как это выглядит на двух характерных примерах из моей практики. Я пользуюсь для просмотра и сортировки программой Бридж.
Рис. 1. Классическая репортажка. Процент вертикальных кадров 33,3%. Да, может показаться, что не мало, но лично я эту сессию для себя характеризую как репортажную.
Рис. 2. Художественная съемка. Вальяжная прогулка по городу с возможность поиска нужного ракурса, композиции, экспозиции. Показатель "художественности" - 44%.
В Нью-Йорке показатель доходил и до 52%.
На этом с сухими цифрами всё.
Кто хочет узнать чуть подробнее, прошу ниже.
Много текста.
Репортажники снимают много. Берут количеством. Нет времени искать композицию. Это все можно обмыслить и кропнуть уже на постобработке, если понадобится. Главное, чтобы воздуха вокруг объекта съемки было побольше. Поэтому все кадры по большей части горизонтальные. Так быстрее.
Любой поворот камеры в вертикальное положение должен быть чем-то обусловлен. Если фотограф повернул камеру, значит в голове что-то щелкнуло, он ищет композицию.
В этом плане в самом незавидном положении оказываются видеоператоры, кинооператоры. Они бы и рады повернуть камеру, да нельзя. Режисер и зритель могут не понять. А монтажер точно не поймет и выкинет нафиг.
Чем больше у фотографа свободного времени на обдумывание кадра, чем чаще в поисках композиции он поворачивает камеру. Фотохудожник тоже в некоторых случаях может брать количеством, особенно с захватившими фотоиндустрию цифровыми камерами. Грех не сделать несколько дублей горизонтально и несколько вертикально. Последний пием так же пригождается для рекламной фотографии. Кто его, верстальщика, заранее знает, какой ориентации фото лучше будет вверстывать в макет? Лучше сделать и так и сяк. Т.к. я сам и фотограф и дизайнер и верстальщик, то я сам же себе и делаю работу проще таким приемом.
Исключения.
Теперь о факторах, которые могут превратить "голимую репортажку" в художественную съемку, а, вроде как жудожественную, обернуть в репортажку. Это если ориентироваться только на отношение кол-ва одних фоток к другим.
1. Как репортажку "превратить" в художку? Если помещение, где вы снимаете репортажку тесное, какие-то дверные и оконные проемы, через каторые надо вести съемку. Много левого народа, которые застят основной объект съемки, то вы невольно чаше переходите на вертикальную ориентацию. Так, съемка ребенка в Кидбурге вылилась в 45% вертикальных кадров. Ну о каком поиске ракурсов и композиции тут можно вести речь, просто надо было вылавливать лицо в прогалах между других детей и взрослых.
2. Как "художка" превращается в репортажку? Навскидку пара факторов: темп и наличие стесняющих обстоятельств (не путать с теснотой помещения, о котором говорилось выше)
а. Под темпом я подразумеваю скорость перемещения фотографа. Автомобиль, велосипед, другой гужевой транспорт. Если фото ведется на ходу, чаще всего "с бедра", то лично я снимаю в горизонтальной ориентации. Так, прогулка на велосипеде, даже с периодами долгого спешивания, вылилась у меня в 20% вертикальных кадров. Ну никуда не годится, день-то выдался художественный.
б. Если вы гуляете по оживленному городу с малолетними детьми, за которыми нужен пригляд, то вы и фотографировать будете по-быстрому и опять скорее в горизонтальной ориентации, типа потом кропну. Прогулка по центру Питера с двумя дошколятами - и вот тебе 34 % вертикальных кадров.
И да прибудут с тобой вертикальные кадры, мой юный падаван!