Занесла меня давеча нелегкая в очередную гимназию, все с той же проработкой курящих недорослей.
Спрашиваю замдиректора:
- Как их заловили-то? Не маленькие ведь.
- А камеры в подъездах их засняли. И мужик один один, не будь дурак, их сфотографировал. Мы уже их всех знаем, всех обработали, но все-таки надо еще с классом побеседовать. С тремя.
Иопти.
- ...но не с теми, которые курили, а у нас тут шестиклассники взялись винцо пробовать. В школе. Вот с ними надо обязательно.
Билять. Шестой класс пьет винцо прямо в гимназии.
Приводит меня в класс, говорит приветственное слово:
- Вы, ребята, знаете, что с наступлением весны у нас в школе стало очень жарко, и некоторых учеников обуяла жажда. Не жажда знаний, а иная. Они попили водички всякой плохой, стали козленочками, и им от этого сильно поплохело. Вот чтобы такое не повторялось, к вам сегодня пришел гость, уважаемый человек...
Подразумевался девятый класс и курение, оказался шестой и алкоголь. Подумаешь: просто маленькая смена сценария, ничего особого от меня не требуется.
- Так, в этом классе мы все сделали, мы молодцы, теперь пойдем в еще девятый. Там девочку к ним перевели, так она в лагере набралась жизненного опыта, собрала вокруг себя всех наивных-неопытных и давай их учить пить-курить. Весь класс попортила. И каждый день отпрашивается с уроков. Я уж всем своим девчонкам-завучам сказала за ней смотреть...
С младших школьных лет слово «завуч» рисует мне устрашающую харизматичную личину стреляной тетки, которая не горит и не тонет, к которой не липнет - в общем, ничто ее не берет. А для замдиректора они «девчонки». Не хотела б я с такими «девчонками» в темном школьном коридоре один на один повстречаться.
Закончив, спустилась на первый этаж. За пять минут до перемены по коридору пополз манящий запах свежей выпечки. И ты забываешь обо всем на свете, и перед тобой только она - сдобная улиточка, с изюмчиком внутри, щедро посыпанная сахаром снаружи, и он расплавился, а она вся такая горячая и ароматная... и пищевой оргазм. Школьная булочка - бренд на все времена.
- Зайдите в столовую, - приобнял меня вахтер. Он всегда меня обнимает. Если б ему тридцать лет убрать или мне тридцать накинуть, то мы б хорошо друг другу подошли.
Похудеешь тут, с этими школами.
* * *
Набрала следующую серию выпусков школьного радио. Полистала в инете тексты нынешних самодельных ученических эфиров. Поняла, что мы были не шибко хуже, с поправкой на полное отсутствие обучающих материалов.
--------------------------------------------------------
22.10.91
Доброе утро, дорогие наши радиослушатели! Школьная радиокомпания рада приветствовать вас у ваших динамиков. Сегодня вторник, 22 октября. До конца четверти осталось чуть больше недели, т.е. в следующую пятницу мы последний раз приходим в школу. Поэтому, по многочисленным просьбам учителей, напоминаем вам об этом и советуем - последний раз! - взяться за ум и исправить ваше бедственное положение. Не плохо начать с первого же сегодняшнего урока.
Далее. В школьных раздевалках широко исползуются номерки: в женской - металлические, а в мужской - деревянные. В связи с этим прискробным обстоятельством в нашей школе получила немалую популярность резьба по дереву. Многие номерки мужской раздевалки являют собой настоящие произведения искусства. Привет художникам!
А теперь - объявления.
-------------------------------------------------------- Да, у нас всегда были женская и мужская раздевалка. И у нас были номерки! Дежурные старшеклассники вкалывали как гардеробщики - это была борьба с воровством. В новейшей своей истории нигде такого я не встречала - нигде нет номерков, везде деление на старшие и младшие классы. Впрочем, в нашей школе теперь тоже по-модному. Год назад я туда ездила и видела, как выглядит наша раздевалка:
Все новое. За исключением скамейки, которая помнит не только времена, когда я там была, но и еще когда меня там не было.
А, еще эти полы точно носили нас, и лампы эти, может, нам светили.
--------------------------------------------------------
29.11.91
...
На прошлой неделе по школе дежурил 11 «Б» класс. Что мы можем сказать по поводу результатов этого дежурства?
За всю неделю наша школа проявила себя как большая группа крайне несознательных личностей.
Во-первых, крайне несознательные юноши, приходящие в школу без второй обуви, заставляли тем самыс многострадальную Елену Владимировну срывать по утрам голос на извечном вопросе человеческого бытия: «Где твоя сменка?». Молодые люди, ведь вас так много, а елена Владимировна у нас одна. Пожалейте ее! - проходя утром мимо, не дожидайтесь ее вопроса, ответьте сами, куда вы ее дели.
Который год наши девушки традиционно записаны в клуб изучения правил дорожного движения и в целях безопасности на дорогах играют в светофоры путем изображения их на своих лицах. Причем к красному, желтому, зеленому примешиваются все остальные цвета: от коричневого до фиолетового. А это запрещено правилами дорожного движения. Ответом на эти сигналы служит торможение не только машин, но и учебного процесса.
Во-вторых, отдельные несознательные личности всячески препятствовали честному исполнению изъявляли желание помочь устраивали в рекреациях такие сборища, что дежурным было попросту не протолкнуться на свои посты, и они были вынуждены собираться группировками по 10-15 человек у одного и того же окна, к которому, намучены горьким опытом, не подпусками ни одного постороннего на расстояние 3-5 метров.
. . . --------------------------------------------------------
И что забавно: 11б класс состоял из 24 девочек и 3 мальчиков. Это был гуманитарный класс, я там училась. Но скидку на гендер мы не делали - похоже, мы были девушки с веслом.
Следующий маленький текстик мне выложить было нелегко. Он очень агрессивный. Не могу поверить, что это я написала и даже в эфир говорила. С другой стороны, именно в это и могу, ведь периодически в школе все было крайне жестко и очень нервно. Может быть, исполняла поручение старших - донести, чтоб осознали, надо найти управу и прочее - все те методы, когда не знаешь, как бы правильно. Мне этот текст очень неприятен даже через четверть века, но он есть, что с ним сделаешь. Вот откуда берутся
мои ровесники-учителя с похожими закидонами, оказывается.
--------------------------------------------------------
19.11.91
Доброе утро, дорогие наши радиослушатели! После длительного перерыва школьная радиокомпания «ЁКЛМН» рада приветствовать вас у динамиков.
Напоминаем, что сегодня - вторник, 19 ноября, в эфире - программа «Не любо - не слушай». Сначала, как обычно, предлагаем вашему вниманию отчет о дежурстве - 9 «А» класс, вам слово.
* * *
А теперь прослушайте несколько объявлений. Есть новости приятные, а есть и не очень. Начнем с неприятных.
Состоялось заседание совета школы. Ученица 9 «А» класса Кудич Ирина исключена из школы за систематические прогулы, нарушение Кодекса, бродяжничество, нежелание учиться. Ребята, помните, что сейчас в стране крайне крайне напряженная обстановка, учителя находятся в очень бедственном положении, им и без того тяжело, поэтому сейчас со школы будет вылетать каждый, кого в другое время бы простили. Учителя терпеть тоже не хотят. Давайте не будем поднимать гражданскую войну.
Ладно, теперь о другом. Фонд в помощь юбилею школы. --------------------------------------------------------
На этом текст обрывается. Видимо, информация о фонде школы считалась «приятным известием», а ведь это было не что иное, как поборы: каждый класс сдавал какую-то сумму на общешкольные нужды. Именно с этих денег выплачивались разные премии и прочее. Но, кажется, ресурсы моего Эго к этому моменту иссякли, и далее писать я была в несостоянии.
Останови свой траншеекопатель,
выйди на берег траншеи,
я же просил тебя - не увлекайся
левосторонним движеньем.
Это не Англия,
это Россия,
видишь ли раны в асфальте?
Если Отчизна
тебя не просила,
зачем ты полезла
в траншеекопатель?
Все это слышно по
радио, радио, радио, радио,
о, радио, радио, радио, радио, о-о.
Или про фонд школы говорил кто-то другой - та же завуч Елена Владимировна. Не знаю, что должно со мной случиться, чтобы я сумела представить ее «девчонкой». Хотя ей лет-то было при вступлении в должность, как мне сейчас примерно. Ну да, девчонка совсем.
А с отчислениями из школы и правда было жестко. Несколько учеников на моей памяти отчислили. Несколько раз учеников хоронили. Много было тяжелого.
А Кодекс ученика и сейчас есть, красуется на видном месте:
Вот только старые сильные учителя-русисты все уехали на большую землю или перевелись преподавать в тамошнюю гимназию, а новых им не завезли, похоже. «Не дискриминация» - это ж надо придумать такое. Педагогическая речь соперничает с казарменной и имеет все шансы победить!