«...от того, что кто-то прав, твое разочарование ничуть не меньше.
Муми-тролль сидел, глядя вниз, на ледяной наст, и внезапно рассердился. Злость зародилась где-то в животе, он почувствовал себя обманутым.
...Это еще больше разозлило его. В конце концов Муми-тролль почувствовал: он должен сделать что-то совершенно ужасное, такое, что ему запрещают, иначе ему не успокоиться. И сделать сию же минуту!»
Это не «Война и мир» - та начиналась длинным монологом на французском. Это я, но вместо меня текст открывает Туве Янссон. А я
пребываю в состоянии Муми-тролля. Как-то меня совсем разобрало, и с каждым днем все больше. Чтобы в конец не прийти в разобранный вид и через это в полную моральную негодность, спроецировала состояние на полки книжного шкафа. Выкинула оттуда килограммов восемь бумаг и еще килограммов пять собрала для того, чтобы унести на работу. Все с работы материальные блага несут, а я - наоборот. Я ж для того в сентябре кабинет зачистила, чтобы теперь завалить его барахлом из дома.
Сначала безжалостно выкинула свои студенческие конспекты. Зачем я их хранила два десятка лет, а? Они уже нечитаемы: нелегко расшифровать ту стенографию (стенография, похоже, - одна из моих нереализованных способностей и неутоленных страстей), чернила выцвели, знания частично устарели. Но кое-что оставила. Вот это, например:
Это, похоже, безвозвратно утраченная мной магическая способность понимать теорию вероятностей. Есть такое направление психологического сопровождения - «школа для родственников лиц с изменившимися возможностями». Вот я - лицо с изменившимися возможностями, если рассматривать в контексте точных наук. Не, сейчас пойду и выброшу, чтобы себе былой не завидовать )).
Еще, роясь в своих конспектах, с удивлением обнаружила, что я читала и подробно конспектировала «Леонардо да Винчи» Фрейда (сейчас я даже не помню, что у него есть такая работа) и Юнга «Практическое использование анализа сновидений». Я который месяц читаю Фрейдовское «Толкование...» - по несколько страничек в неделю, но ничего не помню из Юнга по этому поводу, хотя ясно, что он с ним не согласен.
Набрела на конспекты по психологии семейных отношений, лекция о различиях мужского и женского. Женщины филогенетически ригидны и онтогенетически пластичны, а мужчины - наоборот. Женщины - это мягкий персик с твердой косточкой, мужчины - это кокосовый орех. Вспомнила, что мне в феврале или в марте в каком-то «серьезном месте» надо делать доклад о гендерном равенстве; как можно делать доклад о том, чего не существует в природе?!
Эти конспекты не стала выбрасывать, там по бокам много моих комментариев приписано - авось пригодятся. Тут же к месту во время перерыва в бумаговыбрасывании прочитала чудесный, пусть и старый,
обзор о биологических детерминантах психических феноменов и того самого «равенства» (ишь какие словеса я вспомнила по своим конспектам!): «Можно подумать, что это обеспечивается честностью биологической рулетки, но, насколько мы знаем живые организмы, честность не входит в число их неотъемлемых свойств.
...Подробнее об этой истории вы можете разузнать из популярной статьи в Nature, а пока отметим, что еще одну трещинку дало наше представление о мудрой и гармоничной природе, построенной по разумному плану. Если вы хотите, чтобы две стены вашего дома были одинаковой высоты, вы не станете вооружать две бригады каменщиков «калашниковыми», дабы в кровавой борьбе между ними установился точный баланс сил. Природа же, кажется, предпочитает именно этот странный способ» - это о балансе мужского и женского в природе.
Ассоциативно вспомнила еще одну
статью - надо будет ее перечитать, вдруг там найду что-то для предстоящего мелкопоместного доклада.
Потом я безжалостно выбросила «материалы» бесчисленных психодиагностических обследований (заполненные бланки, рисунки, рабочие заметки). Сначала я их зачем-то складывала, сортировала в наивной надежде, что когда-нибудь напишу по ним какую-нибудь работу. Теперь понятно, что никогда уже не напишу. Оставила только то, что касается идущих сейчас клиентов-пациентов, самых недавних и еще чем-то запомнившихся. Все остальное - в топку. Освободила штук сто файликов, наверное, а то и больше.
Полки стали гораздо свободнее, но я совсем увяла. Во-первых, мне все равно не нравится, как они выглядят, и я смутно подозреваю, что нужна зачистка второго уровня - довести до ума то, что уцелело. Но сил нет ни моральных, ни физических. Во-вторых, созрел вопрос: «если все идет на выкидыш, то зачем все это было нужно писать?». И острое чувство неудовлетворенности и разочарования.
Нашла еще там же на полках какую-то х...ню. Вот в буквальном смысле х...ню - леденец в виде пениса. Это мне на «женском тренинге» дали )). Тоже выбросила, не распечатывая. Сладкое вредно. Еще там же купончики на скидки 50% на секс-тренинги - кому надо, пишите в личку, отдам.
Подружка Наташка выложила снимки тверских просторов с подробными и интересными путевыми заметками - любит и умеет она это делать. Упомянула о трагической истории между Левитаном и кучей баб, развернувшейся на той земле. Я заинтересовалась (все приятнее копаться в чужих романах, чем в своей макулатуре), пошла читать первоисточник,
мемуары Щепкиной-Куперник, правнучки того самого Щепкина. Неожиданные и интересные обороты и сравнения использовала мадам Щепкина, скажу я вам! «На взгляд» вместо «казалось»; «цвета "смеси тюльпана, апельсина, солнечного заката и преступной страсти"»; «"русский молодец", похожий скорее на мясника или крючника с Волги» и много еще всякого. А потом, после всего такого хорошего, вот это: «Софья Петровна ходила с пылающим лицом, а иногда и с заплаканными глазами... Нам было жаль ее, но с бессознательной жестокостью юности мы удивлялись, что в такие годы можно любить... и говорили пресерьезно, что, когда нам минет 40 лет, мы... или умрем, или уйдем в монастырь!». В слове «минет» ударение на первый слог, если вдруг после леденца и купонов вы не успели переключиться.
А подружка Маринка призывает выкатиться куда-нибудь вместе, и чтоб я нашла куда. Марина, вот давай пойдем в РусМуз Левитана смотреть. Или в Эрмитаж на Фриду Кало, я про нее тоже интересное читала. И где-нибудь выпьем потом за искусство, а как же.
...И сейчас мне ассоциативно вспомнились «Опыты» Монтеня, конспект которых я сегодня также отправила в небытие: «Платон ...запрещал напиваться ранее сорока лет; тем же, кому стукнуло сорок, он предписывает наслаждаться вином вволю».
Закончим на этой оптимистичной ноте.