Страх, что мы никому не нужны, и никому нет дела до того, что мы хотим сказать
С подачи подружки Наташки после «Суперновы» смотрела «Одинокого мужчину» - фильм Тома Форда аж 2009 года выпуска. Тоже Колин Ферт, тоже гей, тоже смерть любимого. Но тут она внезапная, с нее все начинается. Хотя при чем тут разница в порядке событий? Боль - она и есть боль.
Оба эти фильма не о геях, а о боли утраты. Но «Супернова» - о боли в благоприятных, так сказать, условиях, а «Одинокий мужчина» - о немой бесправной утрате. Сюжет разворачивается в Лос-Анджелесе в последние дни Карибского кризиса, и с толерантностью тут пока не очень (совсем как в России спустя полвека с лишним). И ты как будто живешь в мире призраков: все знают, что геи есть, все их видят, и они видят друг друга, гей-радар исправен, - и никто не признает, что факт их существования дает им право на это существование. «Любовь Уайльда, та, что назвать себя не смеет», по выражению Джойса.
«Подумаем о других меньшинствах. Которые могут оставаться незаметными. Меньшинства могут быть разными, например, блондины. Или веснушчатые. Но меньшинство беспокоит общество лишь тогда, когда оно несет в себе некую угрозу большинству - реальную, либо вымышленную. Ибо в этом таится страх. И чем меньшинство незаметнее, тем сильнее страх. Страх и есть причина, почему меньшинства преследуются. Так что причина есть всегда. И эта причина - страх. Меньшинства же всего лишь люди. Такие, как мы. Вижу, я вас совсем сбил с толку».
Так что главный герой словно не имеет права на горе - «церемония только для членов семьи».
И натуралка подруга юности не понимает однополой любви: «если честно, то, что было между вами, это здорово, но разве не было это лишь заменой чего-то совсем иного?».
И проституирующий парень не чувствует его утраты: «Моя мама говорит: любовник - что автобус. Просто немного надо подождать, и появится следующий. … Кажется, тебе необходимо, чтобы кто-то любил тебя».
И ты один, ты всегда один, в жизни и смерти.
Гей-студент наощупь идет навстречу герою Ферта, одинокому профессору-словеснику - «Мне показалось, что вам нужен друг», - и приходит к мелодраматичному, несколько слащавому концу. Хеппи-энд - наше все, как говорится. Но даже это не может испортить впечатление от режиссуры Форда, от потрясающей работы оператора Эдуарда Грау и от музыки Абеля Коженевски. Все вместе пробирает по полной, посмотрите - забудете не скоро.