Марине задали работу с рассказом Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Ну, или как говорили в, о боже, наше время, - задали его пройти. Поскольку я теперь школьная жрица - осуществляю связь между шестиклассницей, отправленной временно жить в деревню, и городскими учителями, принимающими ее домашку, то я теперь в курсе всего, даже труда, физкультуры и музыки. Не могла представить, что со мной случится такое, но вот же.
Надо, думаю, освежить рассказ в памяти, а то кроме названия ничего не помню. Вообще про Искандера помню только то, что его действительно чтут в Абхазии. Может, не только чтут, но и читают. А больше с ходу ничего не помню.
Набираю в Гугле «Искандер». На второй букве начинаю догадываться, что я там увижу. Так и есть: вся первая страница - ссылки на ракетно-зенитный комплекс, в фас и в профиль. Ааа, набираю «Фазиль Искандер Тринадцатый подвиг Геракла» - куда уж конкретнее. И знаете, что дает мне Гугль на это? Краткое содержание рассказа, полное содержание рассказа (не путайте это с текстом рассказа, пожалуйста), какие-то «отзывы» и «рецензии», одна другой хуже (я открыла пару в надежде, что это типа вступительные статьи) и предложение «скачать рассказ бесплатно без регистрации и смс».
Приписала в поиске библиотеку Максима Мошкова lib.ru - все, вот рассказ передо мной. Сижу читаю. Так-то он есть в учебнике, но учебникам я не доверяю - там запросто вырезают кусок текста и делают вид, что так и было. Даже не поймешь, где тебя облапошили.
И знаете что? Прекрасный рассказ, в котором много трагедии.
Какая-то идиотская задача про артиллерийский снаряд, который вдруг может полететь в другую сторону с другой скоростью. Милитаризация детского сознания и осознание неуправляемых ужасов мира.
Откуда в Абхазии мальчик с немецким именем и русской фамилией? Оказывается, там силен немецкий след - с XIX века там жили немцы, основали свои села. В 1941 и 1942 всех немцев депортировали в Казахстан, многие погибли, еще не доехав; лишь в 1955 переселенцев частично восстановили в правах, и только в 1972 (!) сняли все ограничения. Наверняка именно поэтому ребенок в 1941 году пытался спрятать немецкое имя Адольф - «даже на тетради писал Алик», и фамилия у него была Комаров поэтому. Чтоб выжить, а не чтоб не дразнили.
Строгий и насмешливый учитель, какому сейчас, в, о боже, наше время, запросто приписали бы моббинг, буллинг и что там еще. Но выросший пацан ему благодарен. Может, в этом есть что-то, что позже назовут Стокгольмским синдромом, мы не знаем. Но в рассказе здесь и сейчас идет война - значит, отцов нет. Хотя там что-то много мужиков: и учитель, и директор школы, и директор стадиона. Но со стадиона гоняют, школьный начальник трус, и только этот математик пацанами занимается. Ему есть до них дело. Может, это и решает все. На фоне малярий, малокровия и тифа.
И в конце - невероятная синхрония с нашим сегодняшним днем:
Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого.
Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны. Обзаведись они вовремя шутами (надо хотя бы от дурака слышать правду), может быть, им удалось бы продержаться еще некоторое время. А так они надеялись, что в случае чего гуси спасут Рим. Но нагрянули варвары и уничтожили Древний Рим вместе с его императорами и гусями.