Старинная сказка,
которая родилась
много, много веков назад,
и с тех пор все живет да живет,
и каждый рассказывает ее на свой лад
В детстве у меня была сказка «Золушка» в пересказе Перро отдельной книжкой, и она казалась мне невероятно красивой. Возможно, у меня тогда дыхание перехватывало от всех этих платьев с декольте и в рюшечках. И когда появилась и чуть подросла моя дочь, я купила ей ее «Золушку» - тоже отдельной книжкой. Самую большую и красивую, какую только нашла. Потому что это какая-то особая сказка («один из популярнейших «бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира», - бесстрастно поясняет Википедия).
И вот молодой режиссер Василий Заржецкий 30 октября 2017 выпускает свою
«Золушку» в Государственном Академическом Театре Комедии им. Акимова. И я на премьере, спасибо
spbblog и
mikheevaksenia за блогерское приглашение.
К этой «Золушке» я готовилась, тем более что довольно давно не была на детских спектаклях и давно о них не писала. Перечитала Шарля Перро и Евгения Шварца. Оказалось, знаю Шварца куда лучше, чем Перро, почти наизусть: «мы - люди разумные, мы пьем только в будни, когда не ждешь ничего интересного», «очень вредно не ездить на балы, когда ты заслужил это», «мальчуганам полезно безнадежно влюбляться» и так далее. И
мемуары его за несколько дней до премьеры читала - не то чтобы специально, но так удачно они пришли ко мне и легли на душу. И только фильм я не стала пересматривать - пыталась избежать сравнения с Раневской. Хотя как его избежать? «Эх, жалко - королевство маловато, разгуляться негде! Ну ничего! Я поссорюсь с соседями! Это я умею».
Текст спектакля почти полностью совпадает с классическим текстом. Кое-где встречаются отступления - эпизоды из «Обыкновенного чуда», например. Но ведь тоже пьеса Шварца. Отдельные реплики добавили актеры и сам режиссер. Наверное, это называется «творческий поиск». Но в целом - чистый Шварц, никаких «мотивов».
Золушка (Евгения Светлая, о которой почти ничего не известно) юна и свежа, Принц горяч (Борис Чистяков, и я знаю его по ТЮЗовскому «Острову сокровищ»), Король (Виталий Куклин) малость придурковат, но обаятелен. А вот Фея (Алиса Кондратьева) - это такое добро с коготками, этакая рафинированная молодящаяся стервозинка: «Сколько раз я тебе говорила, Мальчик: не называть меня на людях мамой!». Но красивая, конечно, и хорошо одетая. И все-таки похожая на Эвелину Хромченко. Фея носит Прада.
Декораций, как теперь принято, почти нет. Есть минимальный фон, на который проецируются нужные изображения. Хореография проста, обожаемой мной акробатики нет. Но зато музыка живая - весь спектакль играет настоящий оркестр (MusicManClub), тут же на сцене. Я немножко сомневаюсь по поводу костюмов - как-то я не очень доверяю сочетаниям салатовых колготок с розовым париком или арлекинских штанов с турецкой феской, да и Принц в малиновых чулках ввергает меня в смущение. Но встреча с творческой группой кое-что прояснила в этих вопросах (об этом позже). Понравились сценические решения: появление Феи, переодевание Золушки и ее побег.
Получилась хорошая новогодняя история, для детей от 6 до 12 лет - самое то. Спасибо всем, кто сделал это.
После премьеры режиссер Василий Заржецкий, художник по костюмам Андрей Климов и исполнители главных ролей отвечали на вопросы зрителей. Если вам интересно, кто и как делает спектакли, - посмотрите. Точнее, послушайте, потому что качество видео оказалось не очень, но звук чуть лучше.
Click to view