В 1909 году появилась очень важная работа, которая легла в основание всех современных теоретических исследований по знаковым системам животных (Z). Я имею в виду работу немецкого биолога эстонского происхождения Якоба фон Икскюля (Uexküll) «Umwelt und Innenwelt der Tiere. Berlin 1909.
Приведу здесь сжатое изложение его основных идей по книге академика Ю. С. Степанова (1971). «Говоря о распространении дарвинизма, Икскюль обращает внимание на отрицательные стороны этого процесса, в том его виде, какой он принял в биологии и философии конца XIX - начала XX века: в ряду животных видов начинают видеть только ступени исторического совершенствования животного организма, от простейшего к более сложному; при этом забывают, что сложность организма сама по себе вовсе не равносильна совершенству: самая лучшая лошадь не исполнит в совершенстве функций дождевого червя. Вопрос о степени совершенства живого организма должен, по мнению Икскюля, решаться сравнением «структурного плана организма» (Bauplan) и осуществления этого плана, совершенство заключается в наилучшем исполнении плана. Далее, дарвинизм ставит вопрос о потребностях организма и считает наиболее совершенным тот организм, который наилучшим образом отвечает своим потребностям. При этом мерой совершенства считается человек, а ступень совершенства животного рассматривается по отношению к этой мере. И по этому вопросу Я. Икскюль высказывает иное мнение: не организм отвечает потребностям, а потребности создаются как следствие организации животного, его «структурного плана». Из необозримого многообразия мира каждое животное выбирает, как бы «выкраивает» для себя то, что отвечает его собственной организации. Количество и связи выкроенных таким образом участков окружающего животного мира и создают «внешний мир животного» (Umwelt). Внешний мир каждого животного одного вида глубоко отличен от внешнего мира другого вида и от внешнего мира человека. Даже внешний мир одной особи до некоторой степени отличен от внешнего мира другой особи того же вида. Произведенные этим внешним миром действия в организации животного, в особенности в его нервной системе, согласованные и упорядоченные его структурным планом, образуют в совокупности «внутренний мир» животного (Innenwelt).
Этот ход мыслей привел Я. Икскюля к общей формулировке: биологическая связь между организмом и внешней средой, включая и связь между одним организмом и другими, основанная на соответствии «структурного плана» организма и его «внешнего мира», и есть значение в органической природе. Эта мысль высказана Я. Икскюлем в работе с характерным названием «Учение о значении» («Bedeutungslehre» (Uexküll 1940 - А. Б.)). 2. В этом понимании значения Я. Икскюль прозорливо предвосхитил, как одну из главных идей современной кибернетики, науки о связях и управлении в организме, природе и обществе, так и одну из главных идей современной семиотики: само явление «значения» не является каким-либо исключительным свойством человеческого языка или человеческой психики, в иной форме оно присутствует всюду в органической природе». (Степанов 1971, с. 27).
Мои добавления. Каждый организм по Икскюлю имеет среду обитания, свой особый внутренний мир, свою организацию внутренней жизни и жизни во внешнем мире. Ключом к пониманию этой организации служит, по мнению немецкого ученого, анатомическая структура организма живого существа, которая обусловливает возможные способы использования его органов, они определяют границы его возможностей в приспособлении к окружающей среде. Различные животные, которые живут такой разной жизнью, живут не в одной и той же реальности. «В мире мух, - писал Икскюль, - мы обнаружим объекты, важные для мух, а в мире морских ежей - объекты, важные для морских ежей». Из этого следует, что среда обитания для каждого конкретного животного состоит не из тех объектов, которые физически существуют в мире, она наполнена не теми событиями, которые физически (химически, или биологически) происходят в реальном мире, среда обитания живого существа наполняется теми объектами и событиями, которые выделяет в ней структура внутреннего мира организма и его способы взаимодействия с ней. При этом под внутренним миром имеется в виду та модель внешнего мира и внутреннего устройства организма, которая построена его моделирующими аппаратами, а именно системой восприятия и тем, что у животного выполняет роль мышления, сознания, разума, этот «орган» я далее буду называть биоинтеллектом, независимо от того, кому он служит, человеку или мухе. Именно этот естественный механизм позволяет ему ориентироваться в пространстве, взаимодействовать со средой и подобными ему организмами.
Икскюль различает во внутреннем мире два субуниверсума: субуниверсум признаков (в моей терминологии - субуниверсум биоинтеллектуальных моделей) - он определяет специфику мировосприятия организма - и субуниверсум действия. В этом последнем реализуются практические операции по взаимодействию организма с внешним миром. Соответственно своей анатомической структуре каждый организм обладает системой рецепторов (Merknetz) и системой эффекторов (Wirknetz). «Без кооперирования и уравновешивания этих двух систем организм не может выжить. Система рецепторов, посредством которых биологические виды получают внешние стимулы, и система эффекторов, через которую они реагируют на эти стимулы, всегда тесно переплетаются. Они образуют звенья одной цепи, которую Икскюль называет функциональным кругом (Funktionkreis) животного. Особенности внутренней организации этих двух биологических механизмов и обусловливают мировосприятие животного. Как отмечает в связи с анализом теории Икскюля В. Нёт, «Специфическую для данного живого организма среду обитания конституируют только те перцептивные и операциональные факторы среды обитания, которые важны для его жизни и выживания (Überleben)» (Nöth 2000, s. 256). Схема функционального круга Икскюля приводится в альбоме № 8.
Функциональный круг Икскюля представляет собой по сути дела биосемиотическую модель взаимодействия организмов и их среды обитания. В центре функционального круга находится субъект, воспринимающий значимости. В среде обитания субъекта находится объект его внимания, носитель значимости, объект моделирования. Организм и объект его внимания связаны друг с другом перцептивно и операционально. Субъект воспринимает (моделирует в восприятии) объект своими рецепторами и подбирает для раздражения как носитель смысла некоторую программу действия с помощью своего внутреннего моделирующего органа и «библиотеки» программ. Этот внутренний моделирующий орган связан с другим внутренним органом живого существа - эфферентной нервной сетью, которая приводит в действие мышцы эффекторов, с помощью которых оно взаимодействует с миром воздействия. Успешное действие субъекта производит тормозящее действие на возбуждение, связанное с восприятием объекта, круг замыкается.
Таким образом, значимости и сигналы среды обитания направлены не в одну сторону, они связывают объект и субъект не просто причинными отношениями. Внутренний и внешний мир субъекта связаны отношениями дополнительности, комплементарности. Внутренний мир и внешний миры образуют замкнутый экологический и модельный круг, поскольку внутренний мир организма содержит готовую «концептуальную» модель внешнего мира и модель эта создается не сама собой, она частично передается по наследству, частично конструируется субъектом в процессе опытного взаимодействия с внешним миром и используется затем в целях адекватного взаимодействия с объектами внешнего мира.
Попробуем теперь уточнить положения Икскюля таким образом, чтобы ответить на вопрос, какую роль играют знаковые системы в этом функционально замкнутом круге.
При первой попытке это сделать мы сразу натолкнемся на трехаспектность поставленной проблемы: знаковые системы, с одной стороны, действуют во внешнем мире и связывают организм с антагонистами и партнерами по внешней среде, с которыми они так или иначе взаимодействуют; с другой стороны, они используют некоторые предметы и их параметры для определения своего положения во внешнем мире, т. е. общаются с природой, с внешним миром, а в конечном итоге с собой; с третьей стороны, когда раздражение попадает через органы чувств внутрь организма, знаковые системы же доносят это раздражение до анализирующего центра, а затем выполняют роль инструмента, с помощью которого управляющий орган отдает команду органам действия. Все эти три типа знаков, конечно же, кардинально отличаются друг от друга, из чего следует, что мы должны рассматривать их по отдельности. При этом знаки первых двух типов, поскольку они используют для построения воспринимаемой стороны знака объекты внешнего мира и их свойства, стоят друг к другу ближе, чем любой из них к третьему типу знака, я при первом разграничении объединю их в один класс. Во Введении я уже говорил о различии между первым и вторым типом знаков, с одной стороны, и третьим - с другой, и назвал знаковые системы первого типа экстериорными, а знаковые системы второго типа интериорными. Теперь самое время воспользоваться этим противопоставлением.
Рассмотрим вначале, какую роль в жизни организма выполняют экстериорные знаковые системы. Для этого проанализируем «обязанности» организма по отношению к самому себе.
Все живые организмы, кроме вирусов имеют оболочку, которая отделяет их внутреннее пространство от внешнего. Это необходимо для того, чтобы обеспечить некоторую автономность процессов, протекающих внутри организма. Из этого простого наблюдения вытекает много важных следствий.
1. Изначальной задачей отделения внутреннего пространства организма от внешнего мира была, видимо, репродукция его структуры. На время, необходимое для осуществления этой операции в таком количестве раз, которое окажется достаточным для выживания хотя бы части потомства, видимо, в значении, не меньше Х, ориентированы и сроки жизни большой части живых организмов.
2. Однако, коль скоро такое время оказалось определенным, организм должен поддерживать свою целостность в течение всего этого периода. У отдельной особи "живого вещества" с точки зрения выполнения его космического предназначения есть несколько задач.
1) По отношению к неживой внешней среде:
а. сохранять свою целостность как физически, химически и энергетически отдельной, замкнутой системы, т. е. (i) надстраивать, подстраивать, перестраивать, адаптировать организм так, чтобы выжить в данной среде; (ii) планировать свою деятельность в соответствии с определенной поведенческой целью и предпринимать меры для того, чтобы элементы внешней среды не разрушили целостность организма, в частности, устранять препятствия на пути в достижении целей выживания (программы мортидо);
b. (i) использовать среду для поддержания своей структуры, физической, химической и энергетической целостности (физиологические и энергетические программы вовлечения, физиологические и энергетические программы класса либидо); (ii) устранять из внутреннего пространства ненужные организму вещества (физиологические программы класса мортидо);
c. эти первые два пункта предопределяют физико-химический и энергетический обмен живого организма с неживой средой: живой организм отбирает из внешней среды необходимый "материал", который он затем перерабатывает в нужные ему структуры, выбрасывая оставшееся от переработки во внешнюю среду как ненужное; для того, чтобы именно отбирать, а не пропускать через себя всю близлежащую среду, живому организму необходим внешний фильтр, первичный анализатор, не пропускающий интересующую его часть внешнего вещества внутрь, а только предварительно анализирующий ее на пригодность и сообщающий о результатах этого предварительного анализа внутреннему анализатору, который и принимает решение о вовлечении фрагмента внешней среды внутрь для дальнейшей переработки (программа либидо), а затем, после переработки, другой анализатор принимает решение о выбросе ненужных веществ во внешнюю среду (программа типа мортидо);
d. интегрированность в среду предполагает еще один тип взаимодействия с ней: подчинение правилам ее существования, что означает, что правила поведения особи по отношению к природе должны быть согласованы с правилами существования среды (см. п. а)). Уже эти последние две задачи живого организма предопределяют возникновение механизмов моделирования объектов внешнего мира. Без моделирующего аппарата ему пришлось бы всякий раз для того, чтобы определить, можно ли впускать в себя фрагмент внешней среды для последующей переработки, вступать с ней в непосредственный контакт, но ведь она может оказаться как благоприятной, так и неблагоприятной. Последнее может привести к гибели живого организма. Моделирующий аппарат позволяет живому организму по некоторым внешним признакам определить, есть ли в интересующем его фрагменте окружения опасные для него объекты и заранее отреагировать на результаты моделирования с последующим распознаванием опасных объектов так, чтобы избежать ненужных контактов. Моделирующий аппарат, т. е. сенсорная система и биоинтеллект, таким образом, должны обладать (или овладеть) способностью на расстоянии распознать интересующий организм объект и отреагировать на распознавание (сенсорно-интеллектуальные программы класса либидо).
2) Всякому живому организму необходимо ориентироваться во внешней среде, во-первых, для того, чтобы постоянно осознавать, в какой точке пространства оно находится, во-вторых, находится ли оно на своей, отвтоеванной территории, на чужой или на нейтральной, в-третьих, на каком расстоянии от интересующего его объекта оно находится (в частности, на опасном или безопасном, достаточном, для того, чтобы «поразить цель», например, при охоте, или нет, на достаточном расстоянии при социальном контакте или нет) и т. д. Всякому живому существу, кроме того, необходимо отслеживать состояние внешней среды для того чтобы вовремя адаптироваться к ее изменениям.
Освоенная территория для живого существа - прежде всего размеченная территория, в том смысле, что имеется своеобразная «карта» этой территории в его биоинтеллекте, которая дискретизирует освоенное пространство и примечает, мысленно или физически расставляет условные знаки (по «договоренности» с собой), которые позволяют ему сопоставлять элементы карты элементам умвельта. Умвельт по Икскюлю ни в коем случае и не должен совпадать с физической окружающей средой, в которой реально действует живое существо. В окружающей среде по сравнению с умвельтом могут наличествовать большие белые пятна. Это участки территории, которые животное не интересуют, не были охвачены его опытом, привычкой и традицией экплуатации окружающей среды. Здесь собственно и сказываются особенности устройства внутреннего мира живого существа, параметров его органов чувств, биоинтеллекта и пр.
То же самое можно сказать и о задаче слежения за изменениями внешней среды. Животные прекрасно умеют отождествлять первые признаки явления со всем явлением, у них есть целый набор признаков, предупреждающих о наступлении явления, а вернее класса явлений.
Важным видом знаков типа pars pro toto (целое по части) являются знаки, позволяющие живому существу по небольшой части признаков распознавать целый объект, например, по запаху - животное или человека. Это позволяет сократить время опознания объекта и вовремя отреагировать на его присутствие.
3) По отношению к биологической среде живому существу необходимо:
a. обороняться от посягательств на свою особу других особей (программы класса мортидо); для того, чтобы делать это успешно, необходимо опять же заранее распознать опасный для жизни биологический объект, а для этого необходимо иметь в своем биоинтеллекте по крайней мере сенсорную модель этого объекта, позволяющую, кстати, распознавать даже не конкретный объект, а класс такого рода объектов; необходимо иметь, кроме того, биоинтеллектуальную модель формы, запахов, которые он источает, движений, характерных для его поведения, чтобы успешно противостоять его агрессивным действиям, в противном случае оборона невозможна; в эволюции живых организмов отмечена линия на переход от репродуктивной стратегии защиты, когда организм стремится к тому, чтобы успевать плодиться быстрее, чем происходит процесс уничтожения популяции, к приобретению мощных средств, предупреждающих нападение (в них входит и развитие сенсорного, биоинтеллектуального и знакового аппарата), и средств защиты от нападения (куда входит и планирование собственного поведения как оборонительного типа, так и имеющего целью уйти от преследования или обмануть противника, т. е. обнаружить ошибки, искажения в его модели поведения данной особи и воспользоваться этими ошибками);
b. взаимодействовать с другими особями со многими общими для живых существ целями: i) использование других организмов для воспроизведения своей внутренней структуры, физического и химического состава, а также энергетического потенциала (программа либидо); для успешного осуществления этой задачи необходимы практически все те же самые средства взаимодействия агрессора и жертвы, которые перечислены в п. а); ii) воспроизведение себе подобных (программа либидо); этот тип взаимодействия живых организмов в первую очередь требует введения в употребление знаковых систем и по мере усложнения внутренней организации от вида к виду также принимает все более и более сложные формы, требующие от партнеров все более сложной отборочной процедуры при выборе пары; это ведет, в свою очередь, к усложнению знаковых систем и программ поведения во время брачных церемоний, а, следовательно, и к их планированию; iii) для образования сообществ генетически однородных живых существ (программы либидо); iv) для организации социального взаимодействия особей в рамках подобных сообществ (программы либидо); v) для формирования коллективного сознания, коллективного (био)интеллекта в рамках генетически однородных сообществ; vi) в конечном итоге для интеграции биосферы.
Пункты b.i) и b.ii) предопределяют физико-химический и энергетический обмен живого организма с другими особями "живого вещества", что обеспечивает ему физическую и химическую интегрированность в биологическую среду.
Пункты b.iii), b.iv), b.v) предопределяют совершенно другой, нежели физико-химический, тип взаимодействия между живыми существами, а именно - биоинтеллекуальное по органу и эйдетическое (идейное, информационное, нематериальное) по характеру; оно заключается в том, что живому организму в случае социального взаимодействия приходится выделять из фона, среды, своих и чужих, нужных и ненужных, выбирать в зависимости от ситуации тот или иной вид поведения. Все это, в общем, не имеет отношения к физиологии, а имеет отношение к построению моделей внешних объектов и процессов. Это, в свою очередь, требует создания принципиально нового мира, со своим пространством и временем - идеального мира (био)интеллекта.
Принимая эту точку зрения, я, таким образом, должен постулировать наряду с внешним миром, в который погружены телесно живые организмы, и физическим внутренним миром существование параллельного идеального мира в недрах организма. Он локализован у множества биологических индивидов, образующих биосферу, в трехкомпонентной структуре, которую составляют сенсорный аппарат, биоинтеллект и знаковый аппарат и, как было уже сказано раньше, соизмерим с внешним, космическим миром, поскольку позволяет построить, в частности, и его модель.