"Монастырь"-"Курьеры"-"Березино". Часть 3

Apr 13, 2009 23:03



Параллельно операции «Монастырь» стала проводится операция «Курьеры». Игра велась от лица перевербованных 4 управлением немецких агентов. Первыми были захвачены пришедшие к «Гейне» курьеры Шалаев и Зобач. Оба изъявили желание сотрудничать с органами безопасности. Оба агента имели задание на легализацию в Москве. Началось легендирование для Абвера еще одной разведсети в Москве. В целях конспирации перед Абвером был скомпрометирован один из ранее прибывших курьеров, Шакулов. Он имел задачу возвратится назад. В Центр сообщили, что он «ничего не хочет делать, трусит, много пьет». Ответ пришел через три дня: «Всеми средствами его без сентиментальностей уничтожить. Передайте, как с этим справились».

Таким образом под контролем оказалось сразу две радиостанции. Немецкая агентура, направлявшаяся в Моску, в основном проходила подготовку в Катынской и Борисовской разведшколах Абвера. Так же в основном это были уже проверенные и не раз ходившие за линию фронта агенты. Но в Москве их уже ждали.

Так например разведцентр интересовался оформлением паспортов, поэтому было подготовлено сообщение о номерах паспортов, выдаваемых некоторыми отделениями милиции, и фамилиях ответственных работников подписывающих их. Правда имена были немного изменены, для облегчения поимки «госте».

За «верную службу рейху» 12 января 1943 года Зобач и Шалаев были награждены «Крестом за военные заслуги» 2- го класса с мечами. А уже в июне Указом ПВС СССР Зобач и Сорокин были награждены медалью «За храбрость».

Между тем радиоигра продолжалась. В служебной записке от 6 августа Меркулов докладывал Берии, о захвате 11 агентов германской разведки, включая ранее задержанных.

В начале февраля Зобач сообщил в Центр о контакте с группой дезертиров под руководством «лейтенанта». Параллельно так же сообщалась дезинформация о воинских частях, движении эшелонов.

15 марта пришла телеграмма из «Центра» о разрешении на возвращение за линию фронта Зобача. Он давно настаивал на возвращение с разрешения руководства 4-го управления. Пароль для перехода «Париж», место перехода в районе юго-восточнее Витебска.

Немцам сообщили, что создан диверсионный отряд из дезертиров, и полетели в Абверкоманду-103 сообщения о подвигах. 10 мая 1944 года сообщили, что был отбин капитан германской армии Ганштейн. После длительных проверок Абвер поверил этой информации и начал подготовку документов для перехода капитана за линию фронта. Одновременно с эти «Центр» информировали о диверсионной работе: уничтожение патрулей, подвод с продовольствие, уничтожение активистов. В это время отряд капитана совершал «переход» из-под Смоленска в Белорусские леса.

В этот период немцев интересовала железная дорога Молодченко- Вильно, они просили установить за ней наблюдение и имеются ли в лесах «литовцы, русские солдаты или кто-то еще» В ответ сообщили, что через капитана Ганштейна пытаются установить связь с одной из групп численностью до роты. Так начала появляться «группа Шерхорна».

В полть до 6 апреля 1945 года легендировалась эта группа. Она запрашивала оружие, провиант радистов и подкрепляла информацию о существовании «группы Шерхорна».

6 апреля 1945 года было сообщено , что капитан Гантейн и Кондратьев (псевдоним Зобача) взяв радиста ушли на Запад. Этим пытались выйти на нацистское подолье действовавшее в Восточной Пруссии., но в эфир больше никто не вышел.

Продолжение следует.

Сайт СВР http://svr.gov.ru
Людмила Овчинникова «Подпольная «явка» в центре Москвы» (статья)
А.В.Тюрин, В.Г. Макаров «Неизвестные страницы легендарной операции Монастырь». 1941-1945»
А.П. Судоплатов. «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы»
Органы Государственной Безопасности в годы Великой Отечественной Войны. Том 3.
Очерки по истории отечественной разведки. Том 4.

Лубянка

Previous post Next post
Up