Пять лет прошли как один миг, и необходимость продлить мою лицензию на приобретение, хранение и ношения оружия самообороны нависла надо мной дамокловым мечом. Предвосхищая очередной вопрос, зачем мне оружие, поясню: два газовых револьвера и часы - это все, что осталось у меня от отца. Я очень бережно храню его память, и любая вещь, которая когда-то принадлежала папе, имеет для меня большую ценность. Именно поэтому в 2002 году начались наши правовые отношения с лицензионно-разрешительным отделом нашего РУВД.
Этот ад имеет семь кругов: областной наркологический диспансер; психиатрическая больница; поликлиника; опорный пункт участковых уполномоченных; экзаменационная комиссия на знание правил хранения, ношения и применения оружия (в двух частях) и районный отдел лицензионно-разрешительной работы.
[Бла-бла-бла ] Слухи об ужесточении требований к получению лицензии ходили давно, однако в полной мере владельцы оружия самообороны ощутили это после того, как Дмитрий Виноградов, вдохновленный поступком Брейвика, расстрелял в Москве семерых человек. Возможно, этой трагедии можно было избежать, но превентивные меры в наших реалиях явление редкое, все решения принимаются постфактум, когда Боржоми пить уже поздно. Думаю, именно поэтому сертификат о сдаче экзамена на знание правил обращения с оружием стал неотъемлемой частью пакета документов для ЛРО. Но об этом чуть позже.
В прошлый раз мне продлили лицензию, пригрозив пальчиком и взыскав 1000 рублей штрафа в пользу государства: тогда я подала документы тремя месяцами позже установленного законом срока. В принципе, это называется "сам себе злобный Буратино", поэтому в этом году я решила все сделать вовремя и начала собирать документы за полтора месяца до срока окончания лицензии.
Первый круг - областной наркологический диспансер. За пять лет его привели в более-менее божеский вид. Для того, чтобы получить заветную справку с модной голографической наклейкой, нужно обратиться в регистратуру, пройти в кабинет на первом этаже, потом подняться на второй - признаться, сколько ты пьешь и что куришь, затем снова спуститься на первый и в кассу. Стоимость всего комплекса услуг - 239 рублей. Вены в этот раз не смотрели. Думаю, я внушаю людям доверие.
Второй круг - местный дурдом. Он тоже стал более приветливым: чистый холл, плазменный телевизор на стене, буйные психи в регистратуре - с одной стороны и тихие - с другой, в соседней очереди. Доктор спросила, зачем мне оружие и поинтересовалась, смогу ли я выстрелить. Заверила, что вряд ли. Дали справку о том, что я могу владеть огнестрельным оружием. Я оплатила в кассу 153 рубля, поставила печать и уехала на работу.
Мелкие бесы появляются уже на третьем круге - в поликлинике. К началу девятого утра я была на месте. Около регистратуры, где оформляют всех желающих пройти разного рода медицинские комиссии, было десять человек. На всякий случай я зашла в соседний кабинет, где принимают оплату. Очень милая женщина - дай Бог ей здоровья - сама оформила все документы, сходила за бланком справки формы 046У и оправила к врачам. Офтальмолога я прошла махом. Следующим в списке значился терапевт. Очередь у кабинета - человек двадцать. И все проходят диспансеризацию. Если вы хоть раз принимали участие в этом увлекательном квесте, то наверняка знаете, сколько времени это занимает. Вышла медсестра, я поинтересовалась, нужно ли мне стоять в очереди, чтобы пройти оружейную комиссию. Оказывается, нужно - все в лучших традициях Совка. Ладно. Через полтора часа я подошла к кабинету, где выяснилось, что передо мной еще четыре человека, на которых кто-то когда-то что-то занимал. Мои нервные клетки начали лопаться с оглушительным треском, поэтому остановить меня никто не решился. Измерили давление, послушали легкие и отпустили. Как, к примеру, бронхит может повлиять на возможность грамотно воспользоваться оружием в экстренной ситуации, я не поняла. Последним этапом прохождения медкомиссии стал кабинет врача с затейливой должностью профпатолог. В этом качестве выступает заведующая местным хирургическим отделением. Учитывая то, что диспансеризация предполагает, в том числе, и осмотр хирурга, жертвы диспансеризации стояли в ее кабинет дважды. Сначала она очень долго осматривает каждого пациента, потом отправляет дальше, а в финале всей этой истории забирает уже готовые документы, медленно и печально переписывает от руки все результаты в паспорт здоровья и отпускает с миром. Прием так же ведется в порядке живой очереди: предпочтение не отдается никому - ни оружейникам, ни транспортникам, которых там полтора инвалида на весь коридор проходящих диспансеризацию. Отмечу, что профпатолог меня не смотрела. Просто забрала справки от нарколога и психиатра, ушла в кабинет и вернула готовое заключение через 15 минут, забыв поставить свою подпись. Хорошо, что я заметила. Цена этого развлечения 305 рублей 60 копеек.
Четвертый круг - опорный пункт участковых уполномоченных. В ЛРО у меня ни разу не требовали рапорта участкового о наличии дома сейфа и - как результат - о правильном и главное безопасном хранении оружия, исключающем доступ к нему третьих лиц. Теперь рапорт необходим, поэтому я позвонила участковому, которая оказалась женщиной, с наскока обвинившей меня в том, что лицензию мне сделали и продлили по блату, раз я первый раз вызываю ее на осмотр. Где-то был смайлик, который выражает всю гамму чувств, которые испытывает законопослушный гражданин, когда его обвиняют в совершении чего-то незаконного. Наверное, он выглядит вот так: 0_о. Мне не в чем оправдываться перед представителями МВД, поэтому я вежливо попрощалась и перезвонила через два дня, на всякий случай удостоверившись в том, что толщина стенок сейфа действительно составляет 2 миллиметра, а сам он надежно прикручен к ненадежной межквартирной стене двумя здоровенными анкерными болтами. В общем, если его и унесут, то только с куском этой самой стены. В этот раз участковая приятно меня поразила - была вежлива и доброжелательна. Договорились, что я приду к ней с фотографиями сейфа. Вечером ждала час в опорном пункте, никто не пришел. Созвонились с участковой сегодня - в неприемный день, обещала в порядке исключения принять меня сегодня. Надеюсь, все получится, и я не потеряю веру в ее вежливость и доброжелательность. UPD будет по результатам.
Пятый круг - экзамен знание правил хранения, ношения и применения оружия. Вот здесь начинается самое пекло. Теперь для того, чтобы сдать документы в разрешительный отдел, нужно получить сертификат об успешной сдаче этого экзамена в одной из двух контор - колледже безопасности либо региональном центре содействия охранным структурам. Сам по себе экзамен стоит 1500 рублей и состоит из двух частей - компьютерного тестирования на знание основных законодательных актов в части оружия и непосредственно огневой подготовки. И если с теорией лично для меня все прозрачно, то практики я боюсь. Дело в том, что кроме отцовских револьверов и старенького пневматического пистолета я ничего в руках не держала. Хотя, нет. Были, конечно, ружья, прикрученные на проволоку в тире, но это тоже пневматика. Стреляю я весьма метко, но это в моей ситуации дело вообще последнее. Я боюсь не справиться с оружием, которое увижу первый в жизни. Даже не то, что не справиться, а сделать все в той последовательности, которой требует упражнение. Базара, как говорится, ноль, можно пойти на курсы в тот же колледж, где тебя за три дня всему обучат, но цена для меня уже неподъемная. Я тут прикинула, сколько к пятому адову кругу у меня ушло на подготовку документов. Учитывая стоимость сейфа, справок, медкомиссий, фотографий и экзамена, выходит порядка 4000 рублей. Курсы - это еще 4500. Вытащив все деньги из своей заначки, я к этому оказалась не готова. Так что пока надеюсь на авось и ощущаю какую-то гнетущую беспомощность. Продолжение следует…