Вы - вот вы, мужчина/женщина/ребенок, вы когда научились читать? То есть, я полагаю, что раз вы читаете эти строчки, значит когда-то как-то вы этому научились. Вы помните процесс? Он вам нравился? У меня был знакомый, который утверждал, что научился читать от скуки, сидя на горшке - вот умище-то! Я, помнится, освоила алфавит в возрасте лет пяти или шести по книжке "Машенька и медведь" и потом всю жизнь эту сказку терпеть не могла. А читать так, чтобы прямо читать истории и ими интересоваться начала только в школе. Но с тех пор педагогика шагнула вперед, и появились книжки для чтения с историями, которые понятны даже тем, кто только-только выучил буквы (и, может быть, даже не все). У меня здесь два издания на эту тему, и оба достойны внимания.
в "Лабиринте" На "Озоне"Ольга Узорова, Елена Нефедова: Букварь. Учимся читать с 2-3 лет (2+)
Во всех букварях, которые я помню по своему детству было вот это "Ма-ма мы-ла ра-му" - трудно, скучно и еще и по слогам. Авторы этого букваря разработали собственную методику - они впустили на страницы своего букваря совсем короткие словечки, начиная с крохотных междометий, придав им осмысленность за счет забавных и доступных пониманию двухлетки картинок. таким образом, выучивая каждую новую букву (точнее, устанавливая соответствие между ней и звуком), ребенок сразу определяет ее место в своей жизни.
Картинка и пояснение - все очень понятно и очевидно
В аннотации сказано, что ребенок начнет читать самостоятельно через несколько секунд. В это мне верится не особенно, но в быстрое, а главное - легкое освоение материала таким образом - вполне. Тем более, что этому способствует симпатичное оформление, а дети в первую очередь, конечно, всегда смотрят на картинки.
Буква и ее "толкование" звук, картинка с предметом, слово. И слова для упражнения рядом
Постепенно, конечно же, слова и ситуации в "букваре" усложняются, пока в некоторых местах (о, ужас!) картинки не исчезают вовсе. Это-то и есть время для контрольной работы - возможности проверить, насколько хорошо ребенок освоил пройденный материал.
Задание невероятной сложности - междометия и звукоподражания. Но уже без картинок!
Из минусов издания хочу отметить не всегда идеально подобранные картинки, хотя признаю, что в данном случае задача перед иллюстратором стояла явно повышенной сложности. И некоторое количество звукоподражаний, которые лично мне показались не совсем общепринятыми (например, "ру-ру-ру"). А также отсутствие объяснения знаков препинания, которые во-первых, тоже буквы и важны для чтения, а во-вторых - очень важны для восприятия именно таких книжек.
Моя племянница трех с половиной лет была этим букварем просто очарована. Ходила за взрослыми и требовала, чтобы ее слушали и восхищались. Это, конечно, в обучении главное - восторг свидетелей.Родители, ни в коем случае об этом не забывайте!
в "Лабиринте" На "Озоне"Татьяна Руссита: "Чей бок?" 8 книг для первого чтения (2+)
Что самое мучительное в начале обучения чтению? Момент, когда понимаешь, какая пропасть отделяет заучивание букв от тех замечательных сказок, которые мама, папа, бабушка или дедушка читают тебе на ночь. Книги для первого чтения Татьяны Русситы (
tanja_ru) созданы именно для того, чтобы перекинуть через эту пропасть тоненький яркий мостик.
Симпатичный и загадочный некто выглядывает из-за края страницы
В восьми книжках, находящихся в коробке рассказываются восемь разных историй. Они идут по порядку сложности, чтобы прочесть первую нужно знать всего несколько букв. Однако, история от этого совершенно не страдает. Совмещая небольшой объем текста и почти комиксную динамичность, она захватывает, интригует и, да, затягивает почти так, как в будущем захватят маленького читателя куда более сложные приключенческие истории.
Невероятно уморительный, хотя и не похожий на себя жук
Постепенно, от книжки к книжке сложность текста возрастает, но главное - загадка, интрига каждого повествования сохраняется. А больше всего на свете дети любят загадки, особенно - такие, ответы на которые могут их порадовать или развеселить.
Разгадка, как водится, на следующей страничке!
Из минусов издания хочу отметить, что коробочка из очень тонкого картона, который вряд ли выдержит активное использование, и кроме того, великовата книжкам по размеру (в толщину) - возможно, изначально их должно было быть в два раза больше, потому что заглушка внутри занимает ровно половину объема коробочки. Сами книжки тоже довольно нежные, так что давать их малышу в безраздельное пользование лучше с осторожностью. Ну и (это уже вкусовщина, конечно) мне кажется неоднозначным шрифт обложки. Когда ребенок только учится читать, геометрия букв для него особенно важна, а "п", выглядящее как "n" - несколько сбивает с толку. В общем, я бы предпочла более "печатный" шрифт -все-таки, его тоже будет читать малыш.
И главное - это настоящие "всамделишние" книжки, которые они могут прочитать вам сами после какой-то пары-тройки тренировок! Не вы будете читать им, а они вам! Только представьте, какой гордостью наполняется детский организм от ушей до пальцев на ногах при одной мысли об этом! А вы, конечно, должны будете сидеть и слушать с вниманием и одобрением. И, поверьте, это совсем не трудно, если немного попрактиковаться!
В заключение хочу сказать, что очень жалею, что таких книг не было у меня, когда учились читать я и мои сверстники. В силу своей структуры они формируют очень важное для человека умение видеть слово целиком, воспринимать его не как набор знаков, разбитых по слогам (и как следствие - мучительно читающихся по отдельности), а как единый объект, тождественный образу, который оно обозначает. Это позволяет улучшить понимание прочитанного, лучше осознавать процесс и быстрее установить тот самый мост над пропастью абстрактных значков на бумаге, через который мы и попадаем в мир литературы.