Робин Ланда: "Скетчбук, который научит вас рисовать!"

Mar 23, 2015 19:55

Прожив без малого сорок лет, я понимаю, что есть вещи, которых я не понимаю. Точнее, есть вещи, в существование которых моя душа, мое безинтеллектуальное внутреннее "я" поверить не может. В них можно убедить мой разум, доказать логически, но глупая упрямая Алиса внутри зажмуривается, зажимает уши и топая ногами кричит - "Нет-нет-нет, не мерю-не верю-не верю!" Так я не верю, что существуют люди, которые совсем не могут научится рисовать. Верю, хотя и с трудом, что есть люди, которых это не интересует. Но этот скетчбук - не для них.



в "Лабиринте" На "Озоне"

Если представить себе, что существует взрослый человек, никогда-никогда не бравший в руки карандаш, ручку или фломастер, чтобы нарисовать что угодно - хоть глупую рожу в тетради по математике, хоть нос нелюбимого клиента на полях договора, а потом заинтересовавшися рисованием, человек педантичный, скрупулезный и не чуждый систематизации - то это пособие, несомненно, просто создано для него. Остальные могут применять его к себе в меру своей фантазии, доверия к автору и самонадеянности. Вообще, самонадеянность - это то, что в рисовании очень ценится - без нее, можно сказать, в этом деле как без рук. Хотя ведь и без рук рисуют - главное хотеть.

Давненько у меня не было желания спорить и что-то доказывать, тем более, автору множества книг, профессору школы дизайна и лауреату кучи разных наград в этой области. Но в этот раз - не сдержусь. Ужасно, понимаете ли, хочется поспорить. Хотя... Ладно, не будем спорить, просто порассуждаем.

Вступление посвящено вопросу о том, почему люди рисуют в принципе и рассуждениям о пользе рисования как такового. Впрочем, если вы уже рисуете, то понимаете, зачем этим занялись, а если задача перед вами только встала - что ж, это может быть полезно. Мало ли зачем взрослому человеку внезапно пришло в голову заняться рисованием - ради саморазвития, в качестве внезапного хобби или по просьбе психотерапевта. Вообще, психотерапевты очень любят, когда им рисуют картинки - чем наивнее, тем лучше, так что на всякий случай учтите, когда будете при приеме на работу рисовать человека, дом и дерево!

Ребенку чтобы рисовать нужна поверхность на которой рисуют и инструмент, которым рисуют. При этом они могут быть любыми - подходящими, неподходящими, удобными, неудобными - никакой разницы. Это существенно позже нас учат, что есть специальные материалы, рисовать которыми гораздо удобнее, лучше и правильнее, чем кирпичом на асфальте или кашей на обоях. В скетчбуке Робин Ланды среди необходимых материалов указаны пять видов карандашей разной мягкости, четыре вида ластиков (боже, у меня никогда столько не было), рамка-видоискатель, художественный манекен и много чего еще. Все это не кажется нужным мне, но я взяла карандаш в руки в три года и с тех пор почти не выпускала. Рисование в той или иной форме сопровождает меня всю жизнь. Что ж, поверим, что для того, кто ничего не знает о процессе и при этом хочет как настоящий отличник все-все делать правильно - все это действительно нужно. А я вам процитирую свою чудесную учительницу рисунка:

"Главное в рисовании - голова!" - говорила она, протискиваясь между мольбертами, - "Без головы толку не будет!"

Но - прислушайтесь к моим словам! На самом деле достаточно карандаша и бумаги. Профессиональные художники не считают для себя зазорным, например, делать наброски на коричневой упаковочной бумаге - крафте. Он дешевый (или даже бесплатный), хорошо впитывает воду и при этом обладает приятным для глаз тоном. Так что отбросьте перфекционизм. Может быть рамочка для композиции вам понадобится, а может и нет. Если понадобится - тогда и будете искать. А для начала хватит карандаша и бумаги. И одного какого-нибудь ластика - главное - чтоб стирал.

Дальше автор переходит к теории. Теория композиции, теория линии - в этом скетчбуке вообще очень много теории. Мне кажется, я даже понимаю, почему. Дети рисуют то, что видят и то, что чувствуют. А взрослым необходимо понимание или хотя бы иллюзия понимания, которую и дают познания о теории. Оно, понимание, позволяет им не чувствовать себя беспомощными перед белым листом, отделяющим их внутренний мир от законченного рисунка. Вообще, проблема белого листа совершенно неиллюзорна, и такой способ бороться с ней ни чуть не хуже остальных.

Потом следуют упражнения. Как и положено в обучающих скетчбуках, их сложность постепенно возрастает, но при этом, что приятно, сохраняется некий игровой момент или элемент диалога между автором, написавшим текст скетчбука и другим автором - рисующим в нем. Упражнения подобраны разные, у них даже разные авторы. Часть из них действительно призваны тренировать руку и глаз, другие предназначены для стимулирования фантазии, преодоления внутренних страхов. Потому что рисовать, как и выражать себя любым другим способом - это страшно. ты выносишь свой внутренний мир наружу, делаешь его доступным чужому взгляду, а следовательно - чужому суждению. Тут профессионалы отличаются от новичков только тем, что умеют облечь свою откровенность в упаковку более технически совершенных приемов.

Поэтому - вот хороший, но бесполезный совет: "Не надо бояться критики".

Вы все равно будете ее бояться, это факт. Просто пусть этот страх не останавливает вас. Делайте упражнения из этого скетчбука или из другого, рисуйте просто так для себя, чертите ручкой на полях блокнота или маркером на доске для совещаний. Главное - рисуйте. Показывайте свои рисунки широкой общественности, избранным друзьям, заинтересованному психоаналитику или не показывайте никому.

Этот скетчбук не научит вас рисовать. Он поможет вам научиться рисовать так, чтобы вас поняли. В конце концов, рисунок - это всего лишь еще одна форма общения с окружающим миром.

Манн Иванов и Фербер, как сделать то-то, самосовершенствование

Previous post Next post
Up