Донни Эбенштейн: "Сила эмпатии. Ключ к конструктивному общению и успешным переговорам"

Oct 27, 2014 14:25

Моя проблема с книгами про бизнес-технологии в том, что я считаю по определению хорошей любую книгу, которая не напоминает мне фильм "Магнолия", в котором главный герой учит полный зал мужчин тому, как снимать телок, используя при этом весь набор штампов, ассоциирующихся у нас с продажами и продажниками. Короче, если книга про бизнес не озвучивается в моем уме голосом Тома Круза, я уже счастлива. Эта - не озвучивается.



В "Лабиринте" На "Озоне"
Бумажная книга хороша, но рекомендую обратить внимание на электронную версию

Каждый из нас похож на человека с подзорной трубой, смотрящего на мир сквозь собственную линзу - свою точку зрения, или как пишет автор "Силы эмпатии" - свою перспективу. И какими бы похожими люди ни казались, линза - перспектива, у каждого своя. Именно поэтому зачастую так трудно найти взаимопонимание, будь то в жизни, в рабочих отношениях или в деловых переговорах. Никогда ты не можешь и не сможешь поменяться с другим человеком перспективами, но обладая некоторыми навыками и, бесспорно, большой тренировкой, можешь представить себе, как выглядит мир в подзорной трубе собеседника. Такое умение автор и называет эмпатией - способностью понять (хотя и не обязательно разделить) чужую точку зрания. В этом и заключается главная идея книги.

Как и положено в бизнес-литературе, в "Силе эмпатии" много примеров, "как надо" и "как не надо", описывающих самые различные ситуации. В нескольких из них я прямо с ходу обнаружила в качестве антипримера себя, что меня, несомненно. очень расстроило. И, кстати, раз уж об этом зашла речь, примеры "правильного" поведения в книге, на сколько я смогла оценить применительно к себе, достаточно разумны, хотя у неподготовленного человека все внутренности переворачиваются при мысли, что нужно действовать именно таким образом.

И тем не менее, автор утверждает, чтоего целью не является снабдить читателя набором готовых рецептов, потому что их не существуют. Все эти списки "10 лучших способов сообщить человеку плохую новость" - ерунда. Действительно, даже заучив назубок все "удачные" разговорные формулы ты только предстанешь перед собеседником формалистом, долдонящим выхолощенный усредненный продажный текст. Вроде тех, кто всучивает пожилым людям БАДы под видом лекарств, желает поговорить с вами о боге и прочих прохвостов от гербалайфа. Секрет в том, чтобы не только понять чужую точку зрения (а для этого требуется искренняя заинтересованность), но и обратиться к оппоненту так, чтобы разговор шел в ключе, понятном и приемлемом для вас обоих.

Автор подробно разбирает множество трудностей и подводных камней, которые могут встретиться на пути того, кто решил подходить к окружающим эмпатически. Первый из них, конечно, физическая трудность в понимании чужой перспективы. Наш разум вообще редко с самого начала обладает такой гибкостью и открытостьью, чтобы без ужаса заниматься пониманием чужих точек зрения. Множество проблем лежит и вне разума практикующего эмпата - неготовность собеседника к сотрудничеству, активное сопротивление, тупиковые ситуации и прочее, прочее, прочее. Но в первую очередь - именно сопротивление собственного разума.

Не пытаясь пересказать вам книгу целиком, давайте я процитирую здесь немного текста, выделенного курсивом в заключении (оно, как и первые три главы, обычно является самой содержательной частью книги, если не состоит из одних благодарностей). Прошу отметить, что в скобках после курсива - мои собственные замечания, не имеющие целью обидеть автора или принизить в ваших глазах ценность книги - считайте, что я просто не смогла удержаться:

- Мы все иногда заходим в тупик. (это неизбежно, без паники)
- То, в какие именно застойные ситуации вы попадаете, обусловлено вашей личностью. (никто не избавит вас от тупиков, как таковых)
- Возможно, вы не сразу поймете, в чем, собственно, дело. (эмпатия и телепатия - не одно и то же!)
- У проблемы не всегда существует четкое и объективно правильное решение. (но какое-то решение всегда есть)
- Гибкое мышление позволяет найти несколько вариантов. (именно его-то натренировать сложнее всего)
- Если вы принимаете на время чужую точку зрения, это не значит, что вы должны отказаться от собственной. (это очень трудно усвоить)
- Решение должно соответствовать вашим личным особенностям. (нет хуже, чем делать "поперек себя", проверено практикой)
- Какой-то выход есть всегда. (золотые слова!)
- Умение приходит с опытом. (чтобы получить опыт нужно много тренироваться - всегда с вами Капитан Очевидность!)

Вообще, дочитав до конца, я хотела бы отметить, что несмотря на обилие опечаливших меня примеров моих личных ошибок (ну прямо как живая на некоторых страницах), я нашла эту книгу весьма ценной. И хотя не готова ее штудировать и воспринимать, как прямое руководство к действию, определенные выводы, несомненно, сделала. Чего и вам при случае желаю. Хотя с наскока штурмануть ее явно не удастся.

Еще книги на похожие темы здесь:

Мюррей Карпентер: "На кофеине" - издательство МИФ, описание на сайте издательства, описание здесь.
Дуг Лемов: "Мастерство учителя" - издательство МИФ, описание на сайте издательства, описание здесь.
Чип Хих, Дэн Хиз: "Ловушки мышления" - издательство МИФ, описание на сайте издательства, описание здесь.

Манн Иванов и Фербер, бизнес-технологии, рекомендую в цифровой версии

Previous post Next post
Up