Театр "Et Cetera" под руководством Александра Калягина: "Морфий"

Oct 21, 2014 14:50

На "Морфий" в "Et Cetera" я сходила ровно неделю назад, в прошлый вторник, и с тех пор все думала, как бы написать об этом спектакле. Какое подобрать определение? Наконец, нужное слово пришло мне в голову: "впечатляющий". Именно таким выглядит трагический и ужасный рассказ Булгакова в постановке Владимира Панкова.

Первым моим побуждением было написать: "Во всем виноват забор" и на этом остановиться. Однако, поскольку это было бы совершенно неприлично, пришлось придумать продолжение и объяснение. И тем не менее, я прошу вас на всякий случай запомнить, что именно забор во всем виноват.

Но начнем по порядку. "Морфий" на сцене "Et Cetera" - это не опера и не музыкальный спектакль в обычном понимании, но музыки там очень много, включая классические арии из "Аиды" в исполнении коварной Амнерис (Ирины Рындиной), бывшей жены главного героя, а ныне наркомана-морфиниста доктора Полякова (Антон Пахомов). Помимо певицы, молчаливыми свидетелями душевных метаний доктора являются музыканты оркестра, невозмутимо играющие свои партии среди творящегося на сцене подчас безумия. И, конечно, хор, сопровождающий и активно участвующий в действии пьесы. В целом, актерская игра, конечно, великолепна. Если можно рассматривать качество игры отдельно от общей обстановки пьесы - то это было действительно очень здорово и очень сильно. В особенности - Анна Кирилловна в исполнении Татьяны Владимировой.

В начале представления на сцене сидит человек в современной одежде. Это и есть доктор Поляков, просто пока еще не переодетый. Действительно, в этом есть смысл. Депрессия и наркомания - это бичи современного общества, за сто лет они стали более распространенным, но отнюдь не менее страшным злом, чем во время описываемых событий. Вообще, одежда главного героя в этом спектакле переживает такой же сложный жизненный путь, как и он сам, и сопровождает его от начала и до конца. Декорации представляют собой забор - глухую стену из досок, в которой открывается несколько проходов, когда на сцене появляются лавки. Лавки и забор - олицетворение глухой и беспросветной тоски тусклой деревенской жизни, окружающей молодого врача, только что приехавшего из столицы, брошенного женой и погруженного в тоску о цивилизованном обществе.

И, как и в рассказе, под рукой у него очень вовремя оказывается сердобольная Анна Кирилловна и шприц с морфием. А дальше со смесью ужаса, жалости и отвращения мы наблюдаем превращение человека в наркомана. Вплоть до самого трагического конца своей жизни главный герой проходит все стадии болезни, начиная с отрицания и отговорок, и заканчивая полной потерей связи с реальностью. Смотря на сцену, я вспоминала те чувства, с которыми читала рассказ, как мне хотелось захлопнуть, выбросить книгу, такую пугающую и ужасно натуралистичную. Это же я испытала в зрительном зале. Спектакль довольно короткий, он идет без антракта, и, мне кажется, я понимаю, почему. Будь у меня такая возможность, я почти наверняка сбежала бы, не найдя в себе сил посмотреть второе отделение. По счастью, у меня не было возможности незаметно покинуть зал, оставалось проявлять мужество. На самом деле, это ужасное ощущение собственного бессилия при виде страдающего и умирающего на твоих глазах человека, то, что на сцене переживает Анна, ощущает и зритель. Но к этому чувству не примешивается изначальная симпатия, доктор Поляков мне ни чем не симпатичен, он слабовольный, зацикленный на своих переживаниях, эгоистичный - точно такой, как мы все, что уж там. Но доконал его, безусловно, забор. Бесконечная стена досок, унылая и пустая, как пустота в его жизни, которую он хаотически пытается заполнить и заполняет. Субстанцией, которая не оставляет в его мозгу места ни для чего другого, растворяет в себе как кислота, превращает в хнычущее животное. И когда спектакль заканчивается, невольно думаешь: "Какое счастье, что ты, наконец, умер!"

Я честно старалась не увлечься и не начать пересказывать тут сюжет спектакля, тем более, что он и так известен тем, кто читал Булгакова или смотрел отличный одноименный британский сериал. Я просто пыталась передать впечатление - а оно было очень сильно. И, вкратце, хотелось бы очень конспективно изложить несколько главных моментов:

1. Спектакль не для детей. Совсем, совсем, совсем не для детей. Даже очень умненьких.
2. Очень много музыки, прекрасно поют.
3. Содержит в малых количествах инвективную лексику.
4. Очень страшный.
5. Необычная, фантасмагорическая постановка, очень сильно воплощающая идею.

Поход состоялся при помощи и поддержке чудесного сообщества mosblog, за что им большое спасибо!

Ранее здесь же:
Камерный музыкальный театр имени Б. Покровского - "Леонора"
Камерный музыкальный театр имени Б. Покровского - "Холстомер"
Театр EtCetera под руководством А. Калягина - "Буря"

организовано mosblog, свидание

Previous post Next post
Up