Лоуренс Гонсалес: "Остаться в живых"

Jun 02, 2014 14:46

...В рюкзаке моем сахар и спички -
И Тургенева восемь томов! (с)

Я в эти выходные ходила на курсы первой помощи Красного Креста. С тех пор, как я была там прошлый раз не только девочка, которой была беременна наша инструкторша пошла во второй класс, но и карточки из картонных стали пластиковыми. Курс, кстати, за прошедшие годы упростили и сократили. Не могу сказать, что сходив туда я стала ощущать себя настоящим спасателем, но ощущение, что в случае чего ты знаешь, что делать, как-то греет душу.

А вообще, главное в любой чрезвычайной ситуации - не терять голову - это вам кто угодно скажет. А вот что еще, кроме фактических знаний, может оказаться нужным или даже принципиально важным, меня всегда интересовало. Поэтому я и обратила внимание на книгу Лоуренса Гонсалеса "Остаться в живых".



В "Лабиринте" На "Озоне"

В первый раз увидев книгу, я подумала, что никогда в жизни не пойму людей, издавших ее в белом переплете с акварельным рисунком катапультирующегося из самолета летчика. Однако, объяснение этому находится довольно легко в самом тексте - основу всему интересу Гонсалеса к выживанию положил случай, произошедший во время Второй Мировой с его отцом, летчиком. По ходу книги, автор неоднократно возвращается к этой истории. Вот так на нашу дальнейшую жизнь иногда влияют ситуации, в которых мы никогда не участвовали, и которым даже не были свидетелями. И это, кстати, еще один довольно интересный момент книги.

Я много читала книг про людей, выживавших и выживших (или не выживших) в разных ситуациях, от биографий великих путешественников, до Кинговской "Девочки, которая любила Тома Гордона". Иногда победа давалась герою как награда за собранность и усилия, иногда - вопреки логике, как неожиданный подарок фортуны. Но всегда это было захватывающе и увлекательно. Для меня, сидящей дома на диване с кружкой горячего чая на табуретке, заменяющей мне журнальный столик.

Лоуренс Гонсалес с детства был одержим проблемой выживания в опасных ситуациях. В отличие от меня он, как настоящий естествоиспытатель, проверял все на себе. А потом собрал огромную кучу материала, историй о людях, попадавших в чрезвычайные ситуации, нашел научные (в основном, биологические) обоснования происходившим с ними вещам и написал книгу.

"Остаться в живых" поделена на две части. В первой Гонсалес приводит трагические истории людей, вытянувших в игре с судьбой короткую соломинку, во второй - более оптимистичные истории выигравших. К тем и другим автор добавляет свои комментарии, акцентирует внимание читателя на тех или иных аспектах того, что происходило и того, какие решения принимали герои и как их воплощали. Не будучи сама ни биологом, ни специалистом по выживанию, я могу только принять его научно-популярные выкладки на веру или до бесконечности закапываться в специализированную литературу. На мой взгляд, выглядят они довольно убедительно, хотя мораль, вытекающая из каждой конкретной ситуации, не всегда оказывается достаточно ясна.

Гонсалес не дает четких алгоритмов, не пишет списков необходимых для выживания предметов и умений. Его книга скорее о человеческих качествах и свойствах характера, которое помогают или мешают нам выжить в тот момент, когда жизнь висит на волоске. Вне зависимости от того, насколько вы чувствуете себя подготовленными к любому сюрпризу мироздания, будь то появление Годзиллы или авария в метро, "Остаться в живых" может оказаться интересной для вас книгой. Хотя бы потому, что представляет взгляды человека, многократно лично переживавшего, обдумывавшего и исследовавшего опасные ситуации.

P. S.: А в качестве элемента рекламы, я бы продавала "Остаться в живых" в гермомешке. Или хотя бы в пластиковом пакете с застежкой, вроде тех, в которых туристы-водники хранят важные документы.

deepest pits of mind, век живи..., Манн Иванов и Фербер, домашнее чтение, non-fiction, подарки взрослым

Previous post Next post
Up