Я очень, очень очень долго волынила с этой рецензией, но, наконец, мучимая совестью, пишу. Начнем с того, что одиннадцатый тур брулетки был посвящен нонфикшену, и я уже заранее потирала руки в надежде на какой-нибудь задорный научпоп или впечатляющую биографию. Но мне достался роман Эшбаха, и это не то и не другое. Это вполне себе фантастика, при чем такая, какой была классическая научная фантастика во времена мэтров - с основательным теоретическим подходом, тщательно собранными материалами и максимально правдоподобным описанием коллизии. Даже в
биографическом очерке об авторе указано, что Андреас Эшбах - писатель фантаст, причем один из самых известных немецких фантастов. Так что - фикшен, однозначно. Это было о жанре.
В "Лабиринте" На "Озоне"Книга существует в бумажной и электронной версии
"Выжжено" - это роман о нефти, нефтяниках и нефтяной политике. Про нефть написано хорошо и действительно интересно. И много. Большая часть книги, как в романах Хейли посвящена будничной жизни нефти и ее рабов-человеков.
Если взять немного Дэна Симмонса, чуть больше Переса Реверте и много Артура Хейли, слегка встряхнуть, но не дай бог, не взбалтывать - получится примерно то, что пишет Эшбах. Сюжет романа построен на страстях и политических интригах по поводу истощения мировых запасов нефти. Множество сюжетных вставок посвящено истории нефтедобычи и непосредственно связанным с ней отраслям. По уровню политической вовлеченности интрига далеко переплевывает "Здесь курят" Кристофера Бакли. В романе действуют шейхи, президенты и главы гигантских корпораций. В какой-то момент масштабы нефтяного заговора перехлестывают все мыслимые границы. Лично я в этот момент утратила к роману интерес окончательно и дочитывала только по инерции - потому что не люблю бросать книжки. Ну, и еще потому что к этому моменту линия главного героя наконец перестала быть мутным шатанием туда-сюда и обрела некоторую целеустремленность, если уж не сюжетную оправданность.
Собственно, основное, что вызвало мое раздражение в романе Эшбаха - это герои. Герои там, на мой взгляд, совершенно несимпатичные люди, которым вовсе не хочется сочувствовать. Главный из них - ужасно амбициозный расчетливый и не побоюсь этого слова, жадный молодой человек по имени Маркус Вестерманн, приезжающий в Штаты как говорил Петруччо "Чтоб преуспеть и выгодно жениться". Вестерманн, в отличие от шекспировского героя жениться не хочет, а хочет жить в США, быть долларовым миллионером и владельцем огромной стеклянной башни с его именем на крыше. Башня эта, как маяк надежды ведет его сквозь все перипетии сюжета. Бесстыдно раскрою вам тайну сюжета и скажу, что свою башню он в конце концов получил. И много чего еще в дополнение.
Со временем в пораженном амбициями мозгу героя наступает некоторое просветление и в последней трети книги он даже уже напоминает приличного человека, хотя для значимой части действующих лиц это на тот момент уже не имеет значения. Вообще, если следить за тем, как автор описывает эволюцию человеческой личности, становится понятно, что как и большинство создателей постапокалиптических миров, он настроен по отношению к человечеству скорее оптимистично. Не буду описывать сюжет подробнее, скажу только, что событий в романе много, упакованы они достаточно плотно и картина возникающей на глазах пропасти, на краю которой балансирует западная цивилизация достаточно убедительна.
И - мое личное краткое резюме: если вам интересно почитать про нефть и нефтяной бизнес в занимательной форме, и ради этого вы готовы следить за жизненными перипетиями полудюжины неприятных типов (и пары-тройки более или менее симпатичных, но неприятно-картонных) - найдите роман Эшбаха и почитайте. Как минимум, получите поверхностное представление о том, о чем много лет с успехом пишет на страницах "Коммерсанта"
ilse. Хотя, с другой стороны, может быть, если прочтет она, то найдет множество натяжек и нестыковок. Но на то они и профессионалы.