Поразмыслив, я пришла к выводу, что писать про романы, написанные двумя тезками, Джоном Фаулзом и Джоном Клеландом с разницей в 220 лет в одном посте может быть не так уж и глупо. Итак, попробуем.
Сначала - хохо, в смысле "Фанни Хилл":
В "Лабиринте" На "Озоне" Легенда гласит, что когда Джон Клеланд в 1747-48 годах издал свой эпатажный роман «Фанни Хилл. Мемуары женщины для утех», общество было так возмущено, что ему, вроде как, даже выписали пожизненную пенсию только чтобы он не занимался более писательством и не оскорблял своими творениями престол британской литературы. На самом деле, Клеланд писал и после выхода в свет «Фанни...», но ничего из его произведений не было больше так воспринято и не осталось на слуху потомков.
Примечательно, что оригинальный текст романа утрачен - столько раз его редактировали, дописывали и исправляли, то добавляя, то убирая «клубничку» в угоду вкусам издателя и потребностям публики, а так же переиздавали, сжигали тиражи, уничтожали набранный текст, запрещали, разрешали и так далее. Судьба романа, в конце концов, оказалась такой же бурной, как и жизнь его героини. Кстати, "Фанни Хилл", несмотря на всю свою простоту выдержала несколько экранизаций, в том числе, по ее мотивам снят фильм Тинто Брасса "Паприка".
Паприка - современная Фанни Хилл
Однако, если прочитать это лёгенькое ХХХ-чтиво до конца, приходишь к выводу, что на самом деле, Клеланд не писал порнушку и не обличал язвы общества, хотя, несомненно, на страницах (тех, которые получились после того, как текст романа был реконструирован в 1963) есть и то, и другое. Он в простых словах и фривольных образах писал о любви и силе чувства.
Теперь перейдем к Фаулзу:
В "Лабиринте" На "Озоне" "Любовница французского лейтенанта" принесла Джону Фаулзу известность, разом выдвинув его в значимые фигуры современной беллетристики и заставив читателей расхватывать его произведения с полок книжных магазинов. Тем не менее, несмотря на современный язык, разбавляющие напряжённость текста эпиграфы и обширные поясняющие сноски, я бы не сказала, что читается роман легко. Мысли в нём куда больше, чем просто в истории о женщине, протестующей против собственного существования.
На самом деле, это роман о чём угодно, только не о любви. О чести, о гордости, о сокрушительной силе бесцельного протеста, о страсти, в какой-то степени - да, о язвах викторианского общества. Но не о любви. Любовь там используется как инструмент наказания, мести влюблённому и потому беззащитному человеку за то, что он осмелился вылезти из раковины приличий.
Несомненно, по сравнению с творением Клеланда, "Любовница французского лейтенанта" - куда более целомудренное и интеллектуальное чтение. "Фанни Хилл" простовата и кое-где изрядно перегружена морализаторством. Однако, её героиня вызывает сочувствие, как человек принимающий решения, действующий и пожинающий плоды своих действий. Героев же Фаулза жаль, как потерянных детей, брошенных на дороге без присмотра беспечными родителями.