(15-05-2015) Сейчас, когда я живу в том же бешеном ритме, что и все Подмосковье, когда на мне висит 5 или 6 проектов, которые нужно делать одновременно, сдать в сроки, никого не подвести, при этом следя, чтобы из-за меня не простаивал никто из связанных со мной участников этих технологических цепочек, когда я сижу до полночи, ломая голову над идеальными техническими решениями, которые приходят обычно в тот момент, когда уже решил-таки отложить все на завтра и лег в постель, или лихорадочно соображая, как аргументировать заказчикам, что вот это лишнее, и так делать совершенно не надо, - именно сейчас я очень отчетливо чувствую, что такое духовная практика. И что такое духовная практика для тех, кто живет "как все нормальные люди" и думает, что "дела - это просто дела".
Это удивительно, но "дела", как оказалось, открывают огромный простор для осознанного выбора, и, наверно, я никогда бы этого не увидел, если бы не попробовал полтора года пожить полностью без дел вообще. Если бы я не научился разотождествляться со всем тем эмоциональным мусором, который всплывает на поверхность во время медитации, то мне никогда бы не пришло в голову, что точно так же можно разотождествиться и со всеми этими "безумно жесткими реалиями жизни", которые заставляют москвичей быть "деловой колбасой" и носиться с высунутым языком в хроническом неуспевании ни жить, ни работать.
Духовная Практика - это и есть найти точку Полного Покоя посреди всей этой суеты. Это значит - спокойно рассудочно знать, что я ничего не успеваю, - и при этом слышать волнение в сердце и ощущать запах зацветающих лугов, по которым я еду на работу.
[Читать далее]Это значит научиться выкраивать пять минут для прикосновения к англоязычному шедевру, какой-нибудь "Gone with the Wind" или "Walden, or Life in the Woods", пока мой напарник курит.
Это значит научиться говорить "благослови тебя Бог" каждый раз, когда хочется сказать "пошел на хуй!" Просто механически натренировать себя говорить другие слова, но каждый раз, заменяя в уме одни слова на другие, ощущать, что я больше не отождествлен с той игрой, которая меня не радует.
Это значит научиться каждое утро упорно переводить внимание с мысли "о боже, я не успел сделать ..., ... и ..." на мысль "Милая Богиня, я благословляю этот волшебный мир, в котором происходит столько удивительного, я благословляю это прекрасное место с одуванчиками за окном и туманными холмами вдали, я благословляю моих заказчиков, я благословляю мои печи и книги, которые я перевожу, я благословляю женщин, которые меня любят или которые меня бросают, я благословляю подарки, которые сваливаются на меня каждый второй день, я благословляю Вовку с его безумными идеями и неожиданными утренними визитами, я благославляю Женьку за его непробиваемо-несуразную "светлость" и за катание с ветерком в кузове его пикапа, я благословляю Леху с его аэродромом, из-за которого мне так часто стали сниться эти сны со взлетающими самолетами, я благословляю наших девчонок за все их несовершенство и даже за то, что я не могу пока влюбиться по-настоящему ни в одну... Я благословляю саму возможность выбора, что мне думать и чувствовать, независимо от того, где я нахожусь и чем я занят".
Это значит научится каждый раз, когда я ощущаю напряжение, вспоминать о том, что я сам выбираю, быть ли мне причиной или следствием моих обстоятельств. Это значит научиться в каждый такой момент задавать себе вопрос: "О'кей, как бы это ни выглядело сейчас, как же я сам хочу, чтобы это было?" И научиться действовать, исходя из этого. Это значит не ожидать мучительно, когда заказчик скажет или не скажет "да", а решить самому, что именно он мне скажет, и начать спокойно обсчитывать материалы и расходники и выслать ему список того, что он мне должен, с чувством выполненного долга.
Это значит научиться говорить с людьми уверенно даже тогда, когда я действительно ничего не знаю. Не ради понтов. А просто для того, чтобы в этом мире стало чуть меньше неуверенности и колебаний и чуть больше ясности, расслабленности и покоя. Сомнения были и будут всегда, и повод для них можно придумать при любом техническом раскладе. Но я все-таки выбираю прекратить говорить эти вечные "с одной стороны... но, с другой стороны...", перекладывая ответственность принятия решения на другого. Я выбираю научиться постулировать то, чего я сам хочу, вместо того, чтобы подвешивать всю жизнь на вечно неопределенные обстоятельства. Научиться слышать это самое "как я хочу".
Это значит каждое мгновение знать или уметь вспомнить, что внешняя форма реальности, которую мы видим, не значит ничего. Что все может измениться в каждое мгновение. Это значит научиться не быть отождествленным с тем, что видишь, не становиться следствием этого, а снова и снова действовать из своего собственного намерения, а не инерции видимых обстоятельств.
Это и есть духовная практика. И сейчас я вижу, что, блин, это так неважно - нахожусь ли я в уединенном домике среди лесов или в самой гуще всей этой деловой суеты... У меня есть огромное число возможностей и там, и здесь. И тот факт, что на меня повешена куча серьезных проектов, совершенно не обязывает меня ощущать напряжение и совершенно не запрещает мне переживать Любовь. Я могу найти место для моей Любви даже тогда, когда у меня есть жесткие цели и жесткая механическая структура моей деятельности.
Я просто никогда раньше не разбирал анатомию механической деятельности - из каких атомов она состоит, и что именно делает ее механической. Я не думал, что есть, собственно, процесс достижения цели, и есть омрачающие довески в виде напряжения, страха не успеть и т.п., я не думал, что эти довески можно как-то отделить от "нелюбимого дела". Я не разбирал анатомию того, что мы называем "любимым" и "нелюбимым", я не думал, что это всего лишь определенная традиция ума, которой мы следуем так же бездумно, как бабушки следовали рецептам прабабушек в приготовлении пончиков или крапивного супа. Я не думал, что "любимое дело" - это всегда апелляция к прошлому опыту, а не нахождение в Настоящем Моменте.
Я не думал, что нахождение в Настоящем возможно даже при движении к цели. Я не думал, что можно своим постулатом выбрать любить "нелюбимое". Я не думал, что наблюдение самого себя в процессе механической деятельности и систематический перевод внимания но то, что я хочу переживать, делает так, что эта деятельность перестает быть механической.
Теперь я знаю, что для того, чтобы переживать что-то озаренное, не обязательно бросать работу и уходить в леса. Теперь я знаю, что выход и способ изменить свою жизнь к лучшему есть даже у москвичей. Просто мало кто выбирает им пользоваться.