Труба

Dec 02, 2021 20:35

Шел 1978 год. Я только -только поступил в институт, и сразу же отправился в стройотряд. В город Норильск, который расположен на 69 параллели.
Знаете песню -"ведь мы ребята, ведь мы ребята 70-й широты". Так вот, эти ребята из песни  по крутизне совсем нем ножко были круче, так  как я был всего градус южнее.
Норильск поразительный город. Очень компактный. Летом-полярный день, зимой-все наоборот. Люди в нем живут потрясающие. Честные, открытые. Другие там просто не выживают.
В те далекие времена город был закрытым. Это означало, что туда просто так приехать было нельзя-просто не продавали билеты, если у тебя не было специального приглашения или местной прописки.
Поэтому преступности в городе как таковой не было практически. Так, квартирные крахи и мелкое хулиганство. Женщины без боязни в одиночку вполне себе могли ходить по темным улицам в ночное время, благо зимой там всегда темно.
Говорят сегодня все изменилось. Оборудование ветшает. Происходят постоянные техногенные аварии. В город пришла этническая преступность. Наркомания цветет буйным цветом. Заработков прошлых лет там уже нет. Люди уезжают, численность населения уменьшается. Пришли эффективные собственники, и рынок в се расставил по своим местам.
Но не суть.
В те далекие годы близилось к завершению строительство флагмана Норильского комбината - металлургического завода под названием «Надежда».
Раньше на месте завода располагался аэропорт (рядом до сих пор стоит самолет ИЛ-18 на постаменте. Или стоял. Сейчас стоит ли-не знаю). Аэропорт этот назывался «Надежда» из-за того, что в заполярном климате частенько случалась нелетная погода. И люди сутками ожидали окна, когда самолет мог взлететь или приземлиться. Люди ждали и надеялись. А так как в Норильск иначе как самолетом попасть невозможно, но надежда эта была очень актуальна.
Наш стройотряд был прикреплен к строительству этого громаднейшего и очень сложного предприятия.
Смены длились по 12 часов, Выходных за два месяца было всего два. Неделю мы работали в дневную смену-неделю в ночную. Но разницы особой в полярный день никакой не было - солнце и днем и ночью стояло высоко в небе.
Работы мы выполняли подсобные. Копали, долбили отбойниками вечную мерзлоту, принимали бетон.
В те времена еще не было бетоновозов-миксеров. Бетон возили просто в кузовах КРАЗов или МАЗов. В МАЗе-3 куба бетона. В КРАЗе - четыре.
Кран студентам как правило не выделяли, и бетон мы таскали преимущественно вручную. Выстраивались в цепочку между бойком, куда с автомобиля плюхнулась куча бетона, и опалубкой, куда этот бетон нужно было заливать. И носили лопатами.
Работать нужно было быстро, иначе бетон схватывался в бойке.
Уставали конечно сильно. Тем более с непривычки. На ладонях-мозоли. Потом втянулись - дело пошло быстрее.
Так как смена наша была 12-часовой, а бетонный завод работал по 8 часовому графику, то во время его пересменки минут 40-50 машины с бетоном не приезжали. И можно было расслабиться, посидеть-покурить. Побрынчать на гитаре песню «мой фантом как пуля быстрый с ревом набирает высоту». Помните?
Рядом, метрах в двухстах строилась заводская труба. Которая на фото слева. По воскресеньям на трубе работы не велись. И нам однажды в очередную пересменку (дело было в воскресенье) пришла в голову мысль взобраться на нее и посмотреть на окрестности с высоты птичьего полета.
Труба в завершенном виде была высотой 250 метров, но тогда ее возвели может метров на 200.
И вот мы, человек 10 пошли к трубе. Подходим. Никого нет. В основании трубы - дверь. Замка нет. Входим вовнутрь.
Внутри -сколько хватает взгляда- строительные леса. И где-то далеко-далеко виден кружочек неба.
Леса достаточно ярко освещаются гирляндами лампочек на 36 вольт.
Ну, полезли вверх. Дело молодое, леса собраны прочно - не шелохнутся. Лестницы надежные.
С остановками конечно. Шутка ли - на 200 метров без перекуров подняться. Поднялись может метров на 150. Сидим, курим.
И вдруг… гаснет свет. Как выяснилось позже - это дежурный электрик делал обход, увидел, что свет забыли выключить - перекинул рубильник, и пошел дальше по своим делам.
Темнота - даже руку свою не видно. Сказать что мы испугались -ничего не сказать. Мы были просто в ужасе.
Наверху был виден кружок неба. И звезды. Оказывается из трубы звезды видны даже днем. Но  свет оттуда до нас не доходил, и сидели мы в кромешном мраке.
Стали кричать в надежде, что кто-нибудь услышит. Но никто не слышал - очень высоко, да еще и внутри трубы. Быстро все охрипли. Пытались спускаться. На ощупь, сознавая что под тобой пропасть 150 метров Но ничего не вышло - липкий страх парализовал конечности.
Так просидели мы в темноте может минут 40, которые нам показались вечностью.
Приехала очередная машина с бетоном, и бригадир-старшекурсник отправил пару ребят на поиски. И они, зная что мы хотели залезть в трубу, быстро нас нашли. Ну и включили рубильник.
Мы благополучно спустились, и больше на трубу не лазили.
Поглядеть на окрестности с высоты птичьего полет а не получилось. Расхотелось как-то


Previous post Next post
Up