And Then There Were None / И никого не стало (2015)

Dec 31, 2015 01:16




Не нужно комнат привиденью,

Не нужно дома;

В твоей душе все коридоры

Ему знакомы.

Эмили Дикинсон.

- Я собрал вас на этом острове…

- Так мы, что, на ОСТРОВЕ?

- А вы, что, не знали, что Великобритания -  это остров?

Команда КВН Санкт-Петербурга, сценка “Чисто английское убийство”.

… Надеюсь, сюжет и развязку все знают и мне не нужно играть со словами, чтоб не выдать, кто убийца?


mary-eglantine в таких случаях любит вспоминать Костика из “Покровских ворот”, утешающего Алису Витальевну: “Искусство как всегда в большом долгу!” Да, чёрт возьми, в долгу!

… Я с детства боялась того фильма - “Десять негритят” Говорухина. До сих пор финальная сцена, когда “пробуждается” судья,  заставляет меня вздрагивать. Не боясь уподобиться тем фанатам Василия Ливанова, которые бьют себя пяткой в грудь, доказывая, что “советский Холмс” лучше “всех этих ваших бреттов-камбербатчей”, могу сказать, что наши - советские - “Десять негритят” - фильм атмосферный, нервный, клаустрофобный; некрасивые, обычные лица главных героев только подчёркивают  обыденность зла.

...Так вот, возвращаясь к искусству, которое в долгу.

Чего-то не хватило, чего-то не хватило. Вроде бы, всё как и должно быть: ханжа и святоша мисс Брент (Миранда Ричардсон), убелённый сединами полковник МакАртур (Сэм Нил), одержимый пороками доктор Армстронг (Тоби Стивенс)... Особняк на отдалённом маленьком острове, бескрайнее море и чайки-падальщики.





Рассказаны все истории, все убийства объяснены, одни - подробно, другие - коротко почти пунктирно; мотивы Веры Клейторн (Мав Дэрмоди) раскрываются не сразу, её история подаётся по кусочкам (что, впрочем, логично: она - последний “негритёнок”), в то время, как убийства, совершённые Армстронгом и Ломбардом (Эйдан Тёрнер), показаны одним-двумя флэшбеками.





Хорош был Дуглас Бут,  но у него была самая простая в своей яркости и самая короткая роль - Энтони Марстон, юный подонок, беспечный ездок; очень гармонично смотрелась Анна Максвелл Мартин в роли Этель Роджерс: здесь её не-красота была более, чем кстати.





Бёрн Горман - ах, чёрт, не могу сказать внятно: играл безупречно, сцена, когда он признал своё убийство, великолепна, но вот опять какое-то странное чувство (мискаста?): был ли детектив-сержант Уильям Блор  таким, как Горман, похожим на упыря-Носферату, а не побитым жизнью и службой копом очень ординарной внешности?



Сценаристы, конечно, не могли не использовать фан-сервис, и единственные мужские персонажи, которые в силу возраста и внешних  данных могли бы сойти за героев-любовников, - Армстронг и Ломбард - в сцене обыска предстают с обнажённым торсом. Ну да, ну да. Нужно было как-то обозначить, как-то удержать внимание женской части зрителей. Красиво, конечно, но бессмысленно.

Роман “Ten Little Indians” или “And Then There Were None” - называйте как хотите - это десять детективов в одном, квинтэссенция жанра: его герметичность и остроумное разнообразие способов убийства завораживают; десять жертв, десять убийц, двадцать (точней, двадцать одно) убийство… Когда возвращаешься к этой истории, единственное, о чём жалеешь, так это о том, что нельзя забыть, стереть это из памяти и посмотреть/прочитать вновь, с тем же ощущением заглядывания в бездну.

...Знаете, что? Посмотрите “Свидетель обвинения” 1957 года. Это тоже экранизация, только не романа, а пьесы Агаты Кристи. Там есть всё, за что мы любим её детективы, а кроме того там есть Тайрон Пауэр и Марлен Дитрих. А главное, в конце есть титр: “Пожалуйста, не рассказывайте сюжет своим знакомым, которые ещё не видели этого фильма”. Это лучший совет, который только можно дать любителям детективов:)

жанр: детектив, впечатления, жанр: экранизация классики, кино

Previous post Next post
Up