Пустые места на свитке исполнены большего смысла, нежели то, что начертала на нём кисть.
Японская пословица.
Жили-были когда-то во Франции старик Андрэ Ларузье и его внучка Жанна. Отец девушки то ли погиб в конце Первой мировой, то ли умер от ран сразу после; мать умерла где-то в середине тридцатых.
Дедушка выращивал овощи на маленьком огороде, а девушка давала в городе уроки музыки.
А потом пришла новая война. Люди в серых мундирах, с лающими голосами, заняли город. Местные жители, кто не ушёл на фронт, стали гостями в собственных домах.
Однажды приехал один из «серых мундиров» и объявил растерянным дедушке и внучке, что в их дом вселяется немецкий офицер.
Вечером появился и новый квартирант - немецкий капитан с именем, как у средневекового рыцаря: Вернер фон Эбреннак.
Что могли сделать старик и девушка? - Ничего. И единственно возможной формой протеста для них стало абсолютное молчание в присутствии немца. Замолчали не только люди, замолчало и пианино, столь часто звучавшее в их доме до появления незваного гостя.
Капитан часто заходит по вечерам в гостиную, где дедушка читает газету, а внучка перешивает платье матери. Он много говорит, рассказывает о себе, о музыке, о книгах, рассуждает об искусстве. Ответом ему служит лишь тягостное молчание, подобное ледяной твердыне.
«Молчание моря» - вторая французская экранизация одноимённого рассказа Жана-Пьера Веркора (в рассказе герои являются дядей и племянницей). Мне пока не посчастливилось увидеть первую, поэтому я говорю только о новой.
Я не люблю слов в превосходной степени, но «Молчание моря» - изумительный фильм. Он словно выписан акварелью, и всё в нём имеет тончайшие оттенки: цвета, слова, музыка, и - молчание.
В этом фильме молчание есть действие. Оно преисполнено тысячей красок, тысячей граней чувств.
Своей выразительной немногословностью и значительностью пауз «Молчание моря», на мой взгляд, сравнимо только с «Девушкой с жемчужной серёжкой».
Уста хранят молчание, но взгляды кричат о чувствах. О, сколько в них эмоций: страх, недоверие, гнев, удивление, тоска и нежность!
Это фильм о долге, о верности - верности вопреки собственным чувствам, о благородстве, и невозможной - но оттого ослепительно прекрасной - любви; он пронизан тонкой очистительной печалью.
Капитан уедет - на русский фронт, дедушка и внучка останутся в оккупированной Франции.
Молчали мы! Но сердца чуток слух,
Когда с другим дано ему слиянье;
Бесстыдно слово, сказанное вслух,
И целомудренно любовное молчанье.
Генрих Гейне.
P.S. Если кому-нибудь интересно -
вот сам рассказ; правда, акценты там иные, поэтому рекомендую вам прочесть его после просмотра фильма.