Советские? Русские! Историк Рустем Вахитов о нации

Dec 24, 2024 13:00

В целом, увы, солидарен.

Да, был Суворов с его «Мы - русские, с нами Бог!», была русская поэзия и русская философия, но… для 90 процентов населения это не значило ничего. Они безусловно были русскими, но не осознавали в полной мере этого, с позволения сказать, кода.
Баре их этому не учили.

Да они и сами не всегда помнили.

Теперь - цитата.

«Меня всегда удивляла какая-то зоологическая ненависть к Советской власти со стороны людей, которые называют себя русскими националистами (впрочем, это свойственно любым националистам, но я здесь говорю пока лишь об одной их категории). Они ведь и на нерусских национальных героев, которые были признаны в СССР, нападают не только из этнической ксенофобии (которая у большинства из них, увы, есть), но и из страстного желания испоганить и отбросить все, что ценилось и почиталось «при коммунистах».

Удивительно же это по той простой причине, что подавляющая часть русского народа стала нацией именно в советский период. Скажу больше, русская нация в ее современном (а не дореволюционном, дворянски-разночинском) виде родилась лишь в советские времена.

Тут необходимо оговориться, чтоб меня не поняли неправильно. Я, конечно, не отрицаю древней истории русских как народа. Но в современной философии культуры принято различать народ как общность традиционного, доиндустриального мира и нацию как сообщество мира современного, модернистского.

Нация предполагает всеобщую грамотность, единый, литературный язык, наличие школ, университетов, академических учреждений (не говоря уже о промышленности, современных средствах связи, технических достижениях и т.д.).

В силу всего этого представители нации получают в ходе воспитания и образования унифицированные представления о национальной истории, культуре, и что самое главное - они ощущают себя представителями своей нации (обладают национальной идентичностью), они желают ей служить, они готовы ради нее на жертвы.

Тогда как в мире донациональном, традиционном чувство принадлежности к народу не так существенно, существенна религиозная принадлежность и лояльность суверену.

У Османского султана великими визирями были сербы и греки, у русского царя - министрами армяне и немцы, это норма для донациональных монархий.

В традиционном мире и языком культуры является не язык этнического большинства, а особый «сакральный язык» (в средневековой Европе - латынь, на средневековом Востоке - арабский, в средневековой Руси - церковнославянский, то есть не русский, а древнеболгарский). И владеет этим языком узкая элита...

Носителями такого средневекового и донационального сознания и были русские крестьяне еще в начале ХХ века (а их вместе с рабочими и солдатами было около 80% населения!).

Историк Георгий Вернадский писал, что Российская империя перед революцией была странными государством: высшие слои жили в 20 веке, а крестьянское большинство - в 17.

Во время переписи 1917-го на вопрос: «вы русские?» крестьяне отвечали: «псковские мы» или «тутошние мы», а чаще «мы - православные» (интересно, что и Мустафа Кемаль, когда в юности приехал в Париж, на вопрос: «какой он национальности?» ответил: «мусульманин»).

А дети этих крестьян в 1940-х-1950-х уже твердо знали, что они - русские (где б они ни жили: в Пскове или во Владивостоке).

Сталинская культурная революция 1930-х принесла народонаселению не только ценности Просвещения, но и идеи нации.

Только это было особое социалистическое нациестроительство, которое не сопровождалось враждой и войнами между разными национальностями, как это происходило в Европе во времена их буржуазных нациестроительств. В СССР быть русским вовсе не означало быть врагом украинцев, белорусов, башкир или узбеков (а вот создатели немецкой нации в начале 19 века прямо провозглашали: «если ты немец, ты - враг французов!»).

Советские нациестроители создавали национальные модерные культуры, стараясь сочетать их в едином гармоничном единстве (хотя естественно, в реальности не всегда получалось все гладко), поскольку советское нациестроительство имело своим фундаментом интернационализм, а не буржуазное мировоззрение.

Такая вот национальная идея и не устраивает наших современных националистов, потому что они как раз - буржуазные, правые националисты, они - за капитализм. А капитализм - общество, основанное на принципе вражды, конкуренции - и между индивидами, и между нациями...»








история, русские, культурная политика, Россия, СССР, Российская империя, нация

Previous post Next post
Up