Казачье войско - с дореволюционной формой - было восстановлено в 1936 году.
Реабилитация казачества, как и многие культурные процессы в СССР, имела невероятные масштабы.
Казачество не просто было выведено из тени - напротив, оно стало одной из советских культурных основ. Казачья удаль, казачья воля, казачья слава - всё это в самом высоком смысле «насаждалось».
Но смотрите, друзья.
Не прошло и несколько десятилетий, как люди, в сущности, родившиеся в ту же эпоху, на чистом глазу говорят: «казачество было под запретом», «о нём не говорили», «тема была закрыта».
Остается только руками развести.
И ещё раз напомнить: людям могут запросто впарить всё, что угодно. «Век информации» - это всё чушь собачья. Людям говорят сто раз «каша горькая» - и они готовно это повторяют. Потому что - все ж так говорят.
При этом у человека ощущение, что он «своё мнение» воспроизводит. А у него нет никакого мнения. Он просто повторяет, что сто раз услышал.
Заметьте, что многочисленные советские экранизации Шолохова (две «Тихого Дона», две «Поднятой целины» и ряд экранизаций его казачьих рассказов и повестей) я опускаю - мы их тут недавно публиковали.
Итак.
Были ещё две экранизации «Капитанской дочки», многочисленные фильмы о Гражданской, где фигурировали чудесные красные казаки и порой вполне себе харизматичные белые. Помимо этого, в фильме «Суворов» 1940 года прославлялся казачий атаман Платов. Был фильм с казачьей темой «Гулящие люди» 1988 года и фильм о казаках «Дикое поле» 1991 года.
Это если вкратце.
Чего на самом деле желало «возобновленное» антисоветское казачество 90-х и «нулевых» годов?
Вовсе не «снятия запрета», которого не было.
Они условно говоря хотели, чтоб вместо Буденного - начали славить Краснова. Реванша хотели. Хотели, чтоб теперь белогвардейские казаки били красных; хотя бы на уровне риторическом, образовательном и в новом кино.
То, что в «Тихом Доне» всенародно любимый Гришка Мелехов большую часть (советских!) фильмов воевал за белых - удовлетворить и насытить уже не могло.
Это, впрочем, другая уже история.
В любом случае, никаких киношедевров реваншизм нам не предложил. Ну являются в этих киноподелках ужасные красные и убивают всех на своем пути.
Смотришь, смотришь, а радости никакой. Только противнее и противнее на душе.
А те фильмы - эпохи «запрета казачества» и «советской диктатуры» - вызывали желание жить и Родину любить.
Такой вот парадокс.
Верю, впрочем, что главные экранизации книг о славе казачьей - ещё впереди.