ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЁРКА

May 22, 2024 10:56

Как Советская власть работала со своими героями.

Гражданская война породила ряд народных полководцев, вошедших в легенду сразу же, немедленно.

Чапаев, Котовский, Щорс, Пархоменко, Кочубей.

Это были своеобразные «полевые командиры» того времени, советские яростные дети Робин Гуда и Степана Разина, и Тараса Бульбы еще, и сына его Остапа.

В прозаическом описании революции соревновались гоголевская и толстовская традиции. От Гоголя шли Серафимович, Артем Веселый, от Толстого - Фадеев, Шишков. Шолохов и Всеволод Иванов сочетали толстовскую традицию с гоголевской, Алексей Толстой применял их в зависимости от задачи. И лишь Леонид Леонов прокладывал в своих вещах о Гражданской отдельную, достоевскую тропку.

Сначала была описана стихия как таковая («Железный поток» Серафимовича, «Падение Даира» Малышкина), но вскоре началась героическая персонификация.

Из конкретных людей творили национальный миф в живом режиме.

В 1923 году участник Гражданской Дмитрий Фурманов написал роман «Чапаев».

В 1925 году Котовскому в Бирзуле (ныне Подольск) был организован Мавзолей. (Впоследствие закрыт киевскими властями).

В 1926 году Котовскому был поставлен памятник в Балте Одесской области (демонтирован в 2015 году), в том же 1926 году - в Умани, затем в Кишиневе и много ещё где.

В 1932 году Чапаеву поставили памятник в Самаре. В 1933 году в Ленинграде. В 30-е песни о Чапаеве написали Анатолий Новиков и Юрий Милютин.

В 1932 году Щорсу поставили памятник в Житомире (снесен нацистами в 1941 году).

В 1935 году композитор Матвей Блантер сочинил на стихи Михаила Голодного «Песню о Щорсе» («Шёл отряд по берегу…»)

В 1937 году участник Гражданской Аркадий Первенцев (кстати, троюродный брат Владимира Маяковского) написал роман «Кочубей».

В 1939 году Всеволод Иванов выпустил роман «Пархоменко».

В 1953 году Щорсу поставили памятник в Киеве. (Снесен киевскими неонацистами в 2023 году).

В 1964 году - вышел двухтомный роман Бориса Четверикова «Котовский».

Улицы и скверы в честь Чапаева, Котовского, Щорса, Пархоменко и Кочубея были по всей стране. Памятники со временем стали исчисляться в десятках.

Созданной литературой и песнями культовый статус узаконило советское кино.

Это были сильнейшие прививки красного патриотизма; не говоря о том, что это ещё и киношедевры.

В 1934 году вышел фильм братьев Васильевых «Чапаев» по роману Фурманова.



В 1939 году в прокат вышел фильм Александра Довженко «Щорс».



В 1942 Александр Луков снял фильм «Пархоменко» по роману Всеволода Иванова.



В том же 1942 году вышел фильм Александра Файнциммера «Котовский».



В 1958 году Юрий Озеров снял фильм «Кочубей» по роману Первенцева.



Я ещё помню, как мы в детстве играли то в Чапаева, то в Котовского - по популярности лидировали всё-таки они, что отразилось в числе прочего в сотнях добродушных анекдотов о них; затем по народной любви шел с небольшим отставанием Щорс, а потом уже Пархоменко с Кочубеем.

И тем не менее: сработали советские культурные институции идеально.

Наши монархические оппоненты, вся эта белогвардейская рать, изо всех сил пытаются свести революцию к «Розалии Землячке» - между тем, никакая Землячка не стала национальной легендой, но именно через названных мною выше народ персонифицировал для себя красную, советскую правду.

Но так как эти командиры - глубоко русские люди, белогвардейцы предпочитают их имен не называть.

Потому что сразу по-идиотски звучит: «…русские патриоты Юденич, Врангель, Миллер и Колчак рвали зубами жидо-большевистскую сволочь» в лице русского крестьянина, деревенского уроженца, выросшего до комдива, Василия Ивановича Чапаева, сына мещанина - православного поляка и русской, выросшего до комдива, Григория Ивановича Котовского, сына белорусского рабочего, выросшего до комдива Николая Александровича Щорса, украинского казака, комдива Александра Яковлевича Пархоменко и кубанского казака Ивана Антоновича Кочубея, красного комбрига.

За именами этими и через столетия слышна русская народная национальная правда.

Чувство великой русской национальной стихии полюбил в этих героях русский человек.

О главнокомандующих же той поры отдельный разговор. Подвойский, Троцкий, Шапошников, Тухачевский, Блюхер, Буденный, Ворошилов - их вклад огромен, но это иная история.

На Донбассе, в конце концов, тоже имелись свои главнокомандующие и комкоры, но народ запомнил и полюбил Моторолу, Гиви, Воху…

Будут ли о них фильмы и книги?

Отвечаю коротко и просто.

Только в случае государственного заказа. Если государство захочет. Тогда будет всё.

Не захочет - ничего не будет.

СВО, культурная политика, СССР, советское искусство, Гражданская война, Донбасс, память, кино, государство, Россия, герои

Previous post Next post
Up