90 лет тому назад (13 мая 1934 года) на первом заседании комиссии по приёму в члены Союза советских писателей членский билет № 1 выдан писателю Алексею Максимовичу Горькому (Пешкову).
На этом же заседании была принята в новый союз первая группа писателей - А. Безыменский, Г. Никифоров, А. Караваева, К. Зелинский, Б. Ясенский, Б. Иллеш, А. Глебов, И. Ильф, Е. Петров, В. Киршон, М. Герасимов, А. Свирский.
Как они были горды тогда! Как ликовали!
Наверное, отмечать пошли?
Самый старший из них был беллетрист Свирский (1865 года рождения), ныне прочно забытый. Его и тогда позвали за выслугу лет. На три года старше Горького!
Безыменского из Житомира, продавшего к 1934 году миллион (!!!) экземпляров своих поэтических насквозь ррреволюционных комсомольско-поэтических книг, теперь не вспомнят и заядлые знатоки поэзии. Впрочем, это он сочинил «Всё хорошо, прекрасная маркиза». Вот уж он не предполагал, что это едва ли не единственное, что останется после него.
Драматурга (родом из Полтавы) Глебова забыли тоже, он писал пьесы и прозу, иногда - фантастику.
Бруно Ясенский (в 30-е был звездой уровня Шолохова и Леонова, писал на русском, польском, французском), участник восстания 1905 года Никифоров, участник Гражданской Киршон и старый революционер Герасимов будут расстреляны в 1937-39 гг.
Венгр Белла Иллеш, с 1923 года живший в СССР, примет участие в Отечественной и вернется после победы в Венгрию.
Корнелий Зелинский был конструктивист и отличный критик; его до сих пор иногда издают, но сугубо для специалистов.
Дольше всех проживет единственная женщина в компании Анна Караваева (до 1979 года). Напишет множество книг, забытых ныне, кажется, навсегда. А в 20-е её даже экранизировали.
В литературные святцы войдет только эта чудесная пара - русский и еврей - Петров (он же - Катаев) и Ильф. Ильф умрет перед войной. Петров погибнет в автокатастрофе во время войны.
Судьба причудлива.
Метишь в дамки - а глянь, и ты уже без головы, и даже в справочниках мелким шрифтом тебя нет.
А в тот день каждый, верно, думал: «…кто-кто, а уж я-то точно пришел надолго!»