К вопросу о военной прозе, которую вы никогда не увидите в наших магазинах.
Вот сильный роман исторического писателя Степана Злобина «Пропавшие без вести».
Издан в 1964 году в издательстве «Советский писатель».
Вопреки распространенным современным представлениям, что про сталинские репрессии мы все узнали в 1989 году из журнала «Огонёк», из романа «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова, а также из прозы постсоветского Астафьева - в этом романе всё уже есть.
Там герои проходят через наветы и советские лагеря. Там есть пытки и издевательства. Там есть огромные массы красноармейцев, угодившие в фашистский плен в первый год войны.
Злобин прошел всё это сам - ополченец, он сидел в нацистских лагерях, готовил побеги, ходил под смертью - и написал об этом.
Там всё, говорю, есть - изданное в 1964 году огромным тиражом. Роман этот точно не менее жесткий, чем «Дети Арбата» по части разговора о репрессиях.
Среди персонажей, к слову, и Сталин, и Берия.
Но чего в этом тяжелом, мрачном романе нет - так это концентрированной ненависти к Отечеству.
Злобин очень крепкий писатель (несмотря на то, что он был в плену, Сталин лично настоял на вручении ему Сталинской премии).
Он известен историческими своими романами - «Салават Юлаев», «Остров Буян», «Степан Разин». Тем не менее, в числе главных книг о той войне - надо иметь в виду и эту.
Но её, повторяю, нет в магазинах.
Нет книг Петра Вершигоры - писателя, партизана, генерала, героя.
И, к слову.
В комментариях часто вспоминают Виктора Некрасова - ещё одного лауреата Сталинской премии и автора великой повести «В окопах Сталинграда».
Что хочу сказать.
Несмотря на то, что Некрасова натурально выдворили из СССР - и в эмиграции он мог позволить себе говорить что угодно - у него нет высказываний, подобных тем, которыми ославили себя юбиляры, о которых мы тут несколько раз вспоминали - Булат Шалвович Окуджава и Виктор Петрович Астафьев.
Выводов никаких нынче не делаю.
Просто в комментариях много спрашивали, а какие книги о той войне забыты напрочь, и каких авторов - знавших Отечественную войну точно не хуже юбиляров - нынче не вспоминают совсем.
Вот я назвал несколько имен.
На самом деле, увы, их гораздо больше.
Но так вышло, что в минувшие 30 лет «окопная правда», скажем, наглухо травмированного войной Николая Никулина - натурально перевесила и мемуары маршалов Победы, и Вершигору, и Злобина, и много ещё кого.
И мы никак их этой ситуации не выпутаемся.
Да и не собираемся.