1 мая родился писатель Виктор Астафьев.
9 мая родился писатель, бард Булат Окуджава.
Столетие со дня рождения обоих будет отмечаться.
Мне уже достаточно много лет, чтоб перестать стараться быть корректным там, где этого, думаю, не требуется.
Считаю постсоветский путь и Астафьева, и Окуджавы не просто порочным, не просто предательским по отношению к Советскому проекту, но подлым по отношению к нашему Отечеству вообще.
Роман Астафьева «Прокляты и убиты» - это чудовищное (и за счет недюжинного таланта автора ещё и временами убедительное) нагромождение ненависти, глупостей и оголтелого вранья - при всем том, что озлобленный человек мог бы написать такую книгу вообще о любой русской войне - хоть 1812 года, хоть Первой Мировой, хоть нынешней - на любой большой войне всегда много бардака и ужаса.
Однако «Прокляты и убиты» до сих пор упрямо преподносятся как «глоток правды» - и (я смотрю рейтинги), за счет мощнейшего антисоветского промо - продается в разы больше, чем проза всех остальных (и куда более честных, и, по совести сказать, в лучших своих вещах куда более одаренных) фронтовиков - Юрия Бондарева, Евгения Носова, Александра Бека, Константина Воробьева.
По той простой причине, что книги вышеназванных не заряжены бешеным неприятием «советизма» - их ловкими пассами выводят за кадр, подсовывая Астафьева: правду ищите тут.
Нет там правды в толстовском смысле. Это оголтелая и черная книга.
Что до Окуджавы - да, у него есть десяток отличных песен, я их тоже очень любил; прозаик он неплохой, впрочем, у нас таких много; однако его постсоветская снисходительно-презрительная неприязнь к СССР - всё это, признаться, не только противно, но ещё и смешно.
Как сказал писатель Владимир Максимов: «…сочинитель гитарных романсов, возомнивший себя аристократом. Господи, и откуда же такая спесь у потомков тифлисских лавочников?»
Максимов, надо сказать, был реальный диссидент и эмигрант - но у него хватило ума не принять и 1991 год, и 1993-й. В отличие от Астафьева и Окуджавы, официальных советских классиков, которые вдруг разом стали такими антисоветскими революционерами, что хоть стой, хоть падай.
У Астафьева между тем было 5 советских государственных премий, у Окуджавы - одна, зато 80 советских фильмов с его песнями, плюс орден «Дружбы народов», полученный в 1984 году; Астафьев тот же орден получил в 1981-м. Мелкие россыпи иных их советских наград, значков и грамот разбирать не станем. Отметим только, что получали они их не год и не два, а 30 лет подряд - будучи при этом не юношами мятущимися, а зрелыми, седыми мужами, отлично понимающими что и от кого получают.
Ну а в финале оба подписали письмо «Раздавите гадину!» - с требованием закатать в асфальт всю просоветскую оппозицию.
Напомню подзабывшим, что оппозиция та и антиельцинские митинги начала 90-х - состояли минимум на половину из ветеранов Великой Отечественной. Их, в числе прочих и требовали авторы письма раздавить, чтоб не мешали великому шествию демократии и европейских ценностей по России.
Только не надо мне писать, что «как позже выяснилось» письма этого они не подписывали.
Подписывали, говорю, оба, и вполне сознательно.
И те люди, кто сегодня умело продолжают продвигать и Астафьева, и Окуджаву - они знают, что делают. Они помнят про их выбор, сделанный и в 1991 году, и в 1993 году.
А для удивленных простаков всегда есть контрдоводы.
Если помягче: «Но песни-то, но книги-то хорошие - мы не должны их забывать!»
Если пожёстче: «Кто тут смеет поднять голос на фронтовиков?»
Мы не будем подробно расписывать, что минометчик Окуджава пробыл в зоне боевых действий 1,5 месяца, потом получил случайное ранение и больше фронта не видел; что до Астафьева - он сам писал, что большую часть войны провел в госпиталях - в данном случае, в честности ему не откажешь. Зря он, конечно, с госпитальным своим опытом, войну окончивший рядовым и никакого военного образования естественно не имевший - на старости лет решил поучить советских маршалов военной стратегии (подобных, преисполненных натуральной старческой дурости, пассажей в упомянутом романе «Прокляты и убиты» - увы, великое множество); но это уже частности.
Проблема в том, что из целой генерации фронтовиков, выбрали именно этих двоих, как самых показательных.
Ну и Солженицына ещё, конечно.
Фронтовики же, не принявшие горбачевскую перестройку и ельцинские реформы - они, как это у нас называют, «не выдержали конкуренции», и программ о них по центральным каналам вы в эти дни - не увидите.
Причем лет 30 уже не увидите. В то время, как все эти 30 лет юбилеи Астафьева. Окуджавы и Солженицына отмечаются настойчиво и последовательно.
Мы не против того, чтоб их юбилеи отмечались: как говорится, по совокупности заслуг - и они право имеют.
Но мы против такой демократии, где в почете только почетные демократы.
Знаете почему я эти фотографии выбрал к публикации? Потому что эти фотографии никогда и никто не поставит в качестве иллюстраций к астафьевским сочинениям о войне.
Эти фотографии и его проза находятся в тотальном, жесточайшем противоречии.
Я такой взрослый, что ещё учился у реальных орденоносных фронтовиков - в том числе, на нижегородском филфаке. И состоял с ними в одном Союзе писателей. И вино с ними пил, и 9 мая праздновал.
И я твердо и осмысленно говорю: никто из них, ни один - романа Астафьева за правду не признавал.
Ни, скажем, арзамасский поэт Александр Иванович Плотников
Ни мой преподаватель Иван Кириллович Кузьмичев.
Ни многие иные.
Но эти фронтовики - это не те фронтовики, у которых патент на правду. Патенты у других.