ВОЛШЕБНИК И ПРОРОК. ПРО БЕЛЯЕВА

Mar 16, 2024 22:45



16 марта 1884 года родился Александр Романович Беляев, советский писатель-фантаст.

140 лет со дня рождения сегодня.
Не перечитывал очень давно, но в ранней юности совершено поразили:

1. «Ариэль» (1941; последний из 17 романов Беляева, мой самый любимый);
2. «Продавец воздуха» (1929, тоже замечательный);
3. «Голова профессора Доуэля» (1925, первый его роман);
4. «Властелин мира» (1926)
5. и, конечно же, «Человек-амфибия» (1928).

Я так и не прочитал все его 17 романов, и не уверен, что прочитаю, но благодарен этому удивительному человеку навсегда за моё счастливое детство.

Фантастика была в России и до 1917 года, но едва ли возможно поспорить, что именно в этот период, от Беляева и А.Н.Толстого до Ефремова и ранних Стругацких - она достигла невероятного, всенационального, оптимистического победительного звучания.

В его текстах, между прочим, есть мобильный телефон, пилотируемые космические полёты, беспилотник, трансплантология, пластическая хирургия - но не это главное. Главное: у него была вера в переустройство мира, которое осуществит русский советский человек.

И ещё.

Экранизация «Человека-амфибии» (1961) - это чистейшее волшебство, нереальной прелести фильм, одна из вершин мирового кинематографа, любовь навсегда.

Удивительно, но всё тот же Владимир Чеботарёв, режиссер, поставил и снял «Батальоны просят огня» в 1985 году - великую экранизацию великого романа Бондарева, вчерашнего юбиляра.

Нужны ли нам экранизации Беляева сегодня? Очень нужны, очень.

Но испохабят ведь всё. Начнут для начала кромсать, вырезая всё «советское», «устаревшее» - следом добавляя «современное», «актуальное»; ну и - результат очевиден.

А вот лет через 10, если Россия с выбранного пути не свернёт, к 150-летию снова сможем экранизировать и Беляева, и Бондарева. Когда снова станем сами собой, и прекратим кривляться, обезьянничать и кокетливо самоунижаться.


Александр Беляев, культура, СССР, литература, экранизация, фантастика, кино, русские писатели

Previous post Next post
Up